Август 2008. Южная Осетия. Три дня войны…

ср, 27/08/2008 - 19:24
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Как это было - рассказывают выжившие

с. Сарабук Цхинвальского района РЮО
В ночь с 7-го на 8-ое августа 2008 года, около двенадцати часов ночи, начался обстрел села из крупнокалиберных орудий. Применялись «Грады», минометы, гранатометы, стреляли из танков по домам мирных жителей.
Утром в село зашли грузинские воинские подразделения. Впереди шла пехота, затем военная техника. По свидетельствам очевидцев среди них были наемники. Об этом свидетельствуют и найденные в оставленных грузинскими военными укреплениях камуфляжи. Когда из села попытались уйти старики и женщины их не отпустили и сказали, что будут использовать, как заложников, в случае если русские будут бомбить.
Все погибшие в этом селе – старики, которые не смогли убежать. Двоих забрали и били, потом отпустили.
В результате этой войны у населения большие повреждения. Многие дома полностью разрушены. До войны здесь было сто дворов. Практически все дома повреждены и нуждаются в перестройке. Сейчас в селе находятся всего 70 человек.

Август 2008. Южная Осетия. Три дня войны…Кокоева Надежда Захарьевна, 1931 г.р.:
Восьмого числа я была здесь одна в своем доме. Постель, где я спала, до сих пор не застелена. Я там спала и, где-то в половине 12-го ночи, начался бой. Был такой сильный обстрел, что я спать не могла, сердце чуть не разорвалось. У меня на первом этаже вырыта небольшая яма, я спряталась там. Они стали стрелять прямо по нашему дому. Тогда я решила бежать. Я огородами побежала к соседке.

Август 2008. Южная Осетия. Три дня войны…Гаглоева Салимат Серафимовна, 1944 г.р.:
Надя к нам прибежала и сказала, что грузины прямо у ворот. Я не поверила и сказала: «Какие грузины, ты что?». Она сказала: «Вот посмотри – прямо здесь». Около нашего забора их было полно. С автоматами на перевес они стояли. Они стали нам кричать, чтобы мы выходили. Я сказала им, что мы бедные люди, и чтобы они нас оставили. Соседка, тоже стала им говорить. Они потребовали, чтобы мы вышли во двор. Мы вышли. Потом они повели нас к старшему. Он должен был решить, что с нами делать. Мы умоляли их отпустить нас. Мы очень боялись. Меня трясло. Они забрали нас наверх. Говорили, что у них есть лекарство, которое нас быстро вылечит. Мы их очень сильно умоляли. Тогда нас оставили, и мы бросились бежать. Тех, кто остались тогда, убили.

Август 2008. Южная Осетия. Три дня войны…Кабулова Клавдия Ивановна, 1938 г.р.:
Я видела, как они ходили. Их было очень много, не меньше пяти тысяч. Один из них угрожал моему мужу. Он (угрожавший) был полковником. Они стреляли, стреляли. Я была в ужасном положении. Они говорили, что и Цхинвал, и Джава, и вся Южная Осетия в их руках. Говорили, что мы в их руках, и зачем нас убивать. Мы будем как рабы.

Август 2008. Южная Осетия. Три дня войны…Джиоева Марина Рубеновна, 47 лет:
Я жительница с. Сарабук Цхинвальского района Южной Осетии. До всех этих событий, в селе спокойно работали. Было тревожно, но выступал Саакашвили и сказал, что никаких военных действий не будет, что-то подписал. Люди успокоились и как-то обыкновенно приступили к домашним обязанностям. Легли все спать, и вот ночью началась эта внезапная стрельба. Пули летели. Окна у нас выбило. Собрались мы в одном месте: женщин, старики, дети. Выбрали один подвал и там были. Забрали туда какие-то постельные принадлежности. Кто в курточках, кто просто так. И вот 7 августа в полдвенадцатого началась эта страшная ночь. Прямо можно сказать - новый геноцид осетинского народа. Стрельба из всяких орудий не прекращалась ни на секунду, ни на минуту.
И вот мы измученные - всю ночь бомбили нас «Град»-ом (до этого мы даже не слышали, что это такое), думали, что к утру это все закончится, но утром началось самое худшее. К нам успел забежать один парень и сказал нам, что идет на нас грузинская пехота. Мы измученные, после таких выстрелов - всю ночь не спали, решили бежать. Мы бежали по оврагу. Мы перебежали в соседнее село Кохат – там стояли российские миротворцы. Я хотела бы им от всех нас сказать «Большое спасибо». Они нас приютили, хотя село Дменис было уже занято грузинами. Мы когда бежали по оврагу уже хотели к миротворцам забежать, на мосту который ведет в с. Дменис, уже стояли грузинские войска. Они направили на нас оружие, а из с. Сарабук откуда мы бежали уже стреляли нам в спину.
Мы прибежали к миротворцам, и они нам сказали: «Побудьте немножко здесь – мы неприкосновенны». Они нас накормили, ночь мы там побыли и потом пешком, в обход перебрались в с. Цру. Мы голодные, холодные, в том, в чем бежали, зашли в заброшенный дом и провели там три ночи.
Никакой связи у нас не было. Мои родственники во Владикавказе думали, что меня уже нет в живых. Мы спустились в Джаву. Я смогла позвонить брату. Он сразу же приехал и увез нас.

Август 2008. Южная Осетия. Три дня войны…Алборова Дзерасса Самсоновна, 34 года:
Когда мы вернулись в село, то обнаружили много разрушенных домов. Люди сильно напуганы всем произошедшим. Кроме того, по всему селу они сделали укрепления. Они вытащили из домов одеяла, покрывала, матрасы - все что могли. Они бросили здесь свои сухпайки, одежду. Люди оставшиеся в селе рассказывают, что среди них были люди разной национальности. Были люди совершенно не похожие на грузин – светлокожие, светловолосые. Были среди них и узкоглазые. В 2004 году грузины также использовали наемников. Я сама видела тогда среди них чернокожих.

Август 2008. Южная Осетия. Три дня войны…Кумаритов Борис Ревазович, 1935 г.р., Глава Сарабукской сельской администрации:
Когда грузинские боевики ворвались в село вместе со своей военной техникой, они начали стрелять по селу. В результате этого обстрела погибло четыре человека. Из них некоторые от пули, некоторые от осколков. Одному осколок попал прямо в голову. Другому не смогли оказать помощь – он истек кровью.
Сожжено пять домов, разрушено много домов: полностью - семь, другие – частично. На днях мы сделаем полный список всех разрушений.
Они ворвались сюда по главной улице с. Сарабук, подготовили окопы, блиндажи и все прочее. Их было около 500 человек. Люди их сильно испугались, оставили свои дома и бежали в сторону Джавы.
Грузинские солдаты пробыли здесь около трех дней. В селе остались такие жители, которые не смогли убежать – старики, старухи.
Убита одна женщина из этой деревни Цахилова Ольга Михайловна. Она умерла от осколка. Осколок попал через окно и она умерла. От попадания осколка также умер Андрей Гучмазов. Остальные двое погибли от пуль.
Они брали в заложники тоже. Двух женщин забрали, потом на полпути отпустили.
Сейчас люди возвращаются домой.
Все дома разграблены.

с. Сарабук Цхинвальского р-на РЮО

Погибшие:
Цахилова Ольга Михайловна, 1928 г.р. – убита попаданием осколка
Кумаритов Абрам Григорьевич, 1939 г.р. – погиб в результате обстрела
Гучмазов Андрей Гузаевич, 1939 г.р. – ранило осколком, умер от потери крови.
Кумаритова Тамара Тугановна, 1928 г.р. – убита в результате обстрела

Раненные:
Алборов Сослан Самсонович, 1972 г.р.
Алборов Эльбрус Хаджумарович, 1985 г.р.

Взяты в заложники:
Алборова Надежда Захарьевна, 1931 г.р.
Гаглоева Салимат Серафимовна, 1944 г.р.

Разрушенные дома:
Сожжены – 5
Полностью разрушены – 7
Частично около – 30
Август 2008. Южная Осетия. Три дня войны…Август 2008. Южная Осетия. Три дня войны…Август 2008. Южная Осетия. Три дня войны…Август 2008. Южная Осетия. Три дня войны…Август 2008. Южная Осетия. Три дня войны…

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest