Как это было - рассказывают выжившие
с. Сарабук Цхинвальского района РЮО
В ночь с 7-го на 8-ое августа 2008 года, около двенадцати часов ночи, начался обстрел села из крупнокалиберных орудий. Применялись «Грады», минометы, гранатометы, стреляли из танков по домам мирных жителей.
Утром в село зашли грузинские воинские подразделения. Впереди шла пехота, затем военная техника. По свидетельствам очевидцев среди них были наемники. Об этом свидетельствуют и найденные в оставленных грузинскими военными укреплениях камуфляжи. Когда из села попытались уйти старики и женщины их не отпустили и сказали, что будут использовать, как заложников, в случае если русские будут бомбить.
Все погибшие в этом селе – старики, которые не смогли убежать. Двоих забрали и били, потом отпустили.
В результате этой войны у населения большие повреждения. Многие дома полностью разрушены. До войны здесь было сто дворов. Практически все дома повреждены и нуждаются в перестройке. Сейчас в селе находятся всего 70 человек.
Кокоева Надежда Захарьевна, 1931 г.р.:
Восьмого числа я была здесь одна в своем доме. Постель, где я спала, до сих пор не застелена. Я там спала и, где-то в половине 12-го ночи, начался бой. Был такой сильный обстрел, что я спать не могла, сердце чуть не разорвалось. У меня на первом этаже вырыта небольшая яма, я спряталась там. Они стали стрелять прямо по нашему дому. Тогда я решила бежать. Я огородами побежала к соседке.
Гаглоева Салимат Серафимовна, 1944 г.р.:
Надя к нам прибежала и сказала, что грузины прямо у ворот. Я не поверила и сказала: «Какие грузины, ты что?». Она сказала: «Вот посмотри – прямо здесь». Около нашего забора их было полно. С автоматами на перевес они стояли. Они стали нам кричать, чтобы мы выходили. Я сказала им, что мы бедные люди, и чтобы они нас оставили. Соседка, тоже стала им говорить. Они потребовали, чтобы мы вышли во двор. Мы вышли. Потом они повели нас к старшему. Он должен был решить, что с нами делать. Мы умоляли их отпустить нас. Мы очень боялись. Меня трясло. Они забрали нас наверх. Говорили, что у них есть лекарство, которое нас быстро вылечит. Мы их очень сильно умоляли. Тогда нас оставили, и мы бросились бежать. Тех, кто остались тогда, убили.
Кабулова Клавдия Ивановна, 1938 г.р.:
Я видела, как они ходили. Их было очень много, не меньше пяти тысяч. Один из них угрожал моему мужу. Он (угрожавший) был полковником. Они стреляли, стреляли. Я была в ужасном положении. Они говорили, что и Цхинвал, и Джава, и вся Южная Осетия в их руках. Говорили, что мы в их руках, и зачем нас убивать. Мы будем как рабы.
Джиоева Марина Рубеновна, 47 лет:
Я жительница с. Сарабук Цхинвальского района Южной Осетии. До всех этих событий, в селе спокойно работали. Было тревожно, но выступал Саакашвили и сказал, что никаких военных действий не будет, что-то подписал. Люди успокоились и как-то обыкновенно приступили к домашним обязанностям. Легли все спать, и вот ночью началась эта внезапная стрельба. Пули летели. Окна у нас выбило. Собрались мы в одном месте: женщин, старики, дети. Выбрали один подвал и там были. Забрали туда какие-то постельные принадлежности. Кто в курточках, кто просто так. И вот 7 августа в полдвенадцатого началась эта страшная ночь. Прямо можно сказать - новый геноцид осетинского народа. Стрельба из всяких орудий не прекращалась ни на секунду, ни на минуту.
И вот мы измученные - всю ночь бомбили нас «Град»-ом (до этого мы даже не слышали, что это такое), думали, что к утру это все закончится, но утром началось самое худшее. К нам успел забежать один парень и сказал нам, что идет на нас грузинская пехота. Мы измученные, после таких выстрелов - всю ночь не спали, решили бежать. Мы бежали по оврагу. Мы перебежали в соседнее село Кохат – там стояли российские миротворцы. Я хотела бы им от всех нас сказать «Большое спасибо». Они нас приютили, хотя село Дменис было уже занято грузинами. Мы когда бежали по оврагу уже хотели к миротворцам забежать, на мосту который ведет в с. Дменис, уже стояли грузинские войска. Они направили на нас оружие, а из с. Сарабук откуда мы бежали уже стреляли нам в спину.
Мы прибежали к миротворцам, и они нам сказали: «Побудьте немножко здесь – мы неприкосновенны». Они нас накормили, ночь мы там побыли и потом пешком, в обход перебрались в с. Цру. Мы голодные, холодные, в том, в чем бежали, зашли в заброшенный дом и провели там три ночи.
Никакой связи у нас не было. Мои родственники во Владикавказе думали, что меня уже нет в живых. Мы спустились в Джаву. Я смогла позвонить брату. Он сразу же приехал и увез нас.
Алборова Дзерасса Самсоновна, 34 года:
Когда мы вернулись в село, то обнаружили много разрушенных домов. Люди сильно напуганы всем произошедшим. Кроме того, по всему селу они сделали укрепления. Они вытащили из домов одеяла, покрывала, матрасы - все что могли. Они бросили здесь свои сухпайки, одежду. Люди оставшиеся в селе рассказывают, что среди них были люди разной национальности. Были люди совершенно не похожие на грузин – светлокожие, светловолосые. Были среди них и узкоглазые. В 2004 году грузины также использовали наемников. Я сама видела тогда среди них чернокожих.
Кумаритов Борис Ревазович, 1935 г.р., Глава Сарабукской сельской администрации:
Когда грузинские боевики ворвались в село вместе со своей военной техникой, они начали стрелять по селу. В результате этого обстрела погибло четыре человека. Из них некоторые от пули, некоторые от осколков. Одному осколок попал прямо в голову. Другому не смогли оказать помощь – он истек кровью.
Сожжено пять домов, разрушено много домов: полностью - семь, другие – частично. На днях мы сделаем полный список всех разрушений.
Они ворвались сюда по главной улице с. Сарабук, подготовили окопы, блиндажи и все прочее. Их было около 500 человек. Люди их сильно испугались, оставили свои дома и бежали в сторону Джавы.
Грузинские солдаты пробыли здесь около трех дней. В селе остались такие жители, которые не смогли убежать – старики, старухи.
Убита одна женщина из этой деревни Цахилова Ольга Михайловна. Она умерла от осколка. Осколок попал через окно и она умерла. От попадания осколка также умер Андрей Гучмазов. Остальные двое погибли от пуль.
Они брали в заложники тоже. Двух женщин забрали, потом на полпути отпустили.
Сейчас люди возвращаются домой.
Все дома разграблены.
с. Сарабук Цхинвальского р-на РЮО
Погибшие:
Цахилова Ольга Михайловна, 1928 г.р. – убита попаданием осколка
Кумаритов Абрам Григорьевич, 1939 г.р. – погиб в результате обстрела
Гучмазов Андрей Гузаевич, 1939 г.р. – ранило осколком, умер от потери крови.
Кумаритова Тамара Тугановна, 1928 г.р. – убита в результате обстрела
Раненные:
Алборов Сослан Самсонович, 1972 г.р.
Алборов Эльбрус Хаджумарович, 1985 г.р.
Взяты в заложники:
Алборова Надежда Захарьевна, 1931 г.р.
Гаглоева Салимат Серафимовна, 1944 г.р.
Разрушенные дома:
Сожжены – 5
Полностью разрушены – 7
Частично около – 30