Как это было – рассказывают выжившие
Бесаева Нато Цуцаевна, 72 года, жительница с. Сатикар:
Когда грузины вошли в село, мы думали, что это из соседнего села Ксуис. Они шумят и шумят. Откуда мы знали, что это эти обезьяны?! Когда они вошли в село, то стали сильно стрелять. Кто стрелял из автоматов, из минометов, из всего самого лучшего оружия. Я сидела в подвале. Села пригорюнившись. И вдруг одни из них запрыгнул внутрь. Другие стояли за домом. Среди них был один знакомый – я долго работала в сельском клубе с. Ксуис. Первый приставил мне автомат ко лбу, и этот знакомый попросил его не убивать меня. Он сказал по-русски: «Нельзя убивать, не убивай ее». Они ушли из моего дома. Тогда я тоже перебежала к соседке и сказала: «Маруся, ради Бога, давай бежать».
Мы бросились бежать в лес. Нам стали стрелять в спину. Мы ходили по лесу. То ползком, то как. Мы узнали, что двух человек они убили из села Дменис, когда те бежали в лес, тоже спасались.
Ночью мы пришли в село Наниаури. Забрались в какой-то дом. С нами была еще одна старушка. Они зашли в тот дом, в котором мы были и приставили этой старушке ко лбу пистолет. Она сказала: «Убейте меня – все равно я уже мертва».
Они загнали нас дальний угол. Потом мы спрятались. Кто где, кто где. Потом грузины ушли. И мы вернулись домой.
Я узнала, что в нашем селе они избили старую женщину. Женю Габоеву, 75 лет. Она жила у дороги. К ней подскочил грузин и спросил: «Ты осетинка?»
«Осетинка».
«А почему ты не уходишь отсюда? Теперь мы тебя убьем».
«А как мне идти – я не могу ходить».
Ее уже должны были убить, но среди грузин оказался, знакомый из соседнего села. Он сказал, чтобы ее не убивали. Потом ее избили и бросили в подвал. Сам ее дом весь изрешечен. Внутри все перевернуто.
Она провела в подвале четыре дня. Потом когда грузины ушли она вылезла оттуда. Вся в синяках.