Соня Хубаева: «Только с провозглашением Республики Южная Осетия появилась возможность возрождения утраченной веры»

сб, 25/10/2008 - 11:53
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Недавно Русская Православная Церковь объявила об отрицательном ответе на обращение Южной Осетии и Абхазии о приеме их под юрисдикцию РПЦ МП. Однако в православной общине РЮО ничего не знают о таком обращении. В Связи с этим, ИА «Рес» попросило прокомментировать ситуацию Уполномоченного Президента РЮО по делам религии Соню Хубаеву.

Соня Абесаломовна, как известно, в недавнем прошлом, почти через 800 лет после уничтожения монголо-татарскими завоевателями Аланского государства и Аланской Митрополии, была возрождена Аланская Епархия. Расскажите, пожалуйста, как это происходило.
Действительно, примерно 800 лет тому назад было уничтожено Аланское государство, а вместе с ним и Аланская Митрополия, которая находилась в прямом подчинении Византии. С этого времени православная вера в истории потомков алан-осетин прошла трудный путь. На протяжении всего советского времени на территории Юго-Осетинской автономной области не было ни одной действующей православной церкви. Замечу, что в то же время в других районах ГССР существовало множество церквей, где проходила полноценная религиозная жизнь. Это факт, который не сможет опровергнуть ни один священнослужитель Грузии. А дело было в том, что грузины «окрестили» нас дикими язычниками, которые еще приносят в жертву людей. Об этом нам говорили некоторые журналисты, которых активно отговаривали не ехать в Цхинвали, чтобы избежать трагической участи. Это было во времена Звиада Гамсахурдиа. Сегодня времена не лучше. А что касается возрождения православия в Южной Осетии, скажу, что только с провозглашением Республики Южная Осетия появилась возможность возрождения утраченной веры. Уже в 1991 году появилась маленькая группа людей, которая поставила перед собой цель восстановить традиционную для наших предков религию - православие. Уже в начале своей деятельности отец Александр (Пухаты) обратил свой взор в сторону Московской Патриархии. Он вместе с прихожанами поехал в Москву к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, чтобы просить его благословления и просить принять возрожденную осетинскую церковь под свой омофор. Это был период агрессии Грузии против Южной Осетии. ГПЦ во главе с Илией II практически благословила вооруженные формирования «демократической» Грузии на геноцид осетинского народа, поддерживая лозунг «Грузия для грузин», поэтому не могло быть и речи о нахождение в составе такой церкви. Однако РПЦ МП посчитала невозможным решение этого вопроса положительно из чувства ответственности перед грузинской церковью-сестрой, не пожелала «вмешиваться в дела Грузинской Патриархии». В адрес РПЦ МП обращались неоднократно и светские власти РЮО, но ответа мы так и не получили.
В 1992 году возрожденная югоосетинская церковь была принята в Русскую Православную церковь Зарубежом (РПЦЗ) и получила статус Благочиния. В последствии, в связи с известным расколом в ПРЦЗ, Благочиние РЮО обратилось в греческий Синод Противостоящих и просьба была удовлетворена, был признан статус Благочиния, а впоследствии была учреждена Аланская Епархия - наследница Аланской Митрополии. К сожалению, этот факт был встречен священством и Грузии и Северной Осетии в штыки. Особенно резкую реакцию вызвало рукоположение отца Георгия (Пухаты)в сан епископа.
Такова краткая история образования нашей епархии.

Как нам стало известно, на Синоде Московской Патриархии решался вопрос о вхождении православных церквей Южной Осетии и Абхазии в состав Российской Православной церкви Московского Патриархата. Что Вам об этом известно? Принимала ли в обсуждении данного вопроса юго-осетинская сторона?
Об этих обсуждениях и принятых решениях я узнала из сообщений, которые размещены на разных сайтах. То, что вопрос вхождения в состав Московской Патриархии мог бы обсуждаться ожидалось в связи с реалиями сегодняшнего дня и с фактическим признанием РЮО Российской Федерацией в качестве независимого государства.. Тем более, что Московская патриархия сразу отозвалась на трагические события августа сего года, прислала своих представителей в нашу Республику и проявила себя в отношении к юго-осетинскому народу, пережившему ужасы войны с подчеркнутым вниманием и заботой. Ими была оказана гуманитарная помощь семьям, которые потеряли свои жилища и все свое имущество. Эта помощь была собрана с такой любовью и заботой, что не было тени сомнений в том, что РПЦ МП хоть в чем-то могла быть не согласна с позицией официальной власти Российской Федерации. Делегация была принята Президентом РЮО Э. Кокойты, который выразил слова благодарности за поддержку нашего многострадального народа. Было высказано мнение о целесообразности дальнейшего взаимодействия Аланской Епархии с РПЦ МП, о диалоге между ними. Никаких конкретных предложений о переходе Аланской Епархии под юрисдикцию МП не было ни со стороны руководства РЮО, ни со стороны Аланской Епархии.
Известие о том, что наш вопрос решался на Синоде, причем без ведома и участия нашей стороны, причем, отказывая нам в покровительстве, вызывает у меня только сожаление. Что касается прихожан Аланской Епархии - простых граждан РЮО, то они возмущены и гуманитарная помощь уже не в радость… Поддерживая Грузинскую Церковь, по существу РПЦ МП поддержала геноцид осетинского народа, поддержала фашистский режим Саакашвили и отодвинула на неопределенный срок диалог, к которому мы так стремились в течении последних 18 лет…. А симфония церкви и государства Российского вызывает серьезные вопросы… Вовсе не понятна позиция привилегированной религии Российского государства, которая поддерживает авторов операции «Чистое поле» и грузинских священнослужителей, которые не стыдясь по телевидению кричат: «Россия, оставь нас в покое». А главный Первосвященник прямо заявляет о том что: «Абхазия и Цхинвальский регион - территории Грузии. Грузия не допустит их потери и сделает все, чтобы наш народ был един». Для Илии не существует понятия Южная Осетия. Он нас обязывает точно также как Гамсахурдия: то Цхинвальский регион, то Самачабло. Чего можно ждать от такого «единого государства» можно с трех раз догадаться.
Мы не для того защищали свою землю и смогли отстоять ее благодаря России его мудрого руководства, чтобы нас «дарили» кому бы то ни было, в том числе в духовном плане. Аланская Епархия достаточно комфортно чувствует себя под патронажем Митрополита Киприана. Аланская Епархия существует. На мой взгляд не следует ее существование игнорировать. Не достаточно заявлять: «Аланской Епархии не существует». В РЮО между государством и Аланской Епархией заключено Соглашение (Конкордат) под которым стоят подписи Президента Эдуарда Кокойты и Епископа Аланского Георгия. Следует с уважением относится к такому положению вещей. Между тем, пользуясь положением дел и используя «непонимания в православной церкви» другие конфессии (преимущественно западного происхождения) устраиваются в РЮО прочно. Но об этом отдельный разговор. И если бы моя воля я бы отказалась принимать помощь от организации, которая в принципе не поддерживает волю нашего народа.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest