94-22-01-2009
19 и 21 января с.г. Российская Федерация направила Грузии запросы о проведении на её территории инспекции и посещения по оценке в соответствии с положениями Венского документа 1999 года переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности (ВД-99).
22 января грузинская сторона отклонила эти запросы. При этом в качестве обоснования она в своем обычном стиле выдвинула голословные обвинения в адрес России в "совершении широкомасштабной агрессии в отношении Грузии", "оккупации неотъемлемой части грузинской территории" и других действиях, якобы нарушающих фундаментальные принципы международного права, а также в "грубом нарушении" договоренности о прекращении огня, разработанной 12 августа 2008 года Д.А.Медведевым и Н.Саркози.
Грузинская сторона также утверждает, что "нет гарантий, что Российская Федерация не попытается продолжить агрессию, и информация, полученная в ходе посещения по оценке/инспекции, может быть использована для подрыва национальной безопасности Грузии". На основе этих домыслов и инсинуаций Тбилиси объявил "форс-мажор в отношении Российской Федерации" на период до "полного прекращения оккупации территорий Грузии, включая Абхазию и Цхинвали".
Этот шаг грузинской стороны вызывает законное сожаление, поскольку в ходе последнего раунда "женевских дискуссий" по укреплению стабильности и безопасности в Закавказье грузинские представители говорили прямо противоположное.
На встрече в Женеве 17-18 декабря 2008 года российская делегация поставила вопрос о том, что Тбилиси не в полной мере соблюдает свои обязательства по документу Д.А.Медведев – Н.Саркози от 12 августа 2008 г. о возвращении вооруженных сил Грузии в места их постоянной дислокации. По нашим данным, далеко не все грузинские подразделения и наступательные вооружения возвращены в казармы и по-прежнему находятся в опасной близости от грузино-югоосетинской границы.
В ответ руководитель грузинской делегации первый заместитель министра иностранных дел Г.Бокерия настоятельно предлагал нашим экспертам прибыть в Грузию, все проверить и убедиться в обратном.
Нынешнее решение Тбилиси не допускать российских инспекторов наглядно свидетельствует о том, что эти заявления были неискренними, и Грузии есть что скрывать в отношении дислокации своих воинских подразделений.
Российская сторона не может принять объяснения Тбилиси относительно причин объявления ею "форс-мажора", имеющего дискриминационный характер и направленного исключительно против Российской Федерации. Этот шаг грузинской стороны противоречит самому духу ВД-99 и не может остаться без политических последствий.
Мы не раз говорили о том, что обязательство Грузии о возвращении ее сил в места постоянной дислокации по документу Д.А.Медведев – Н.Саркози должно сопровождаться адекватными гарантиями и мерами контроля. Намерены добиваться этого и впредь.