Шесть месяцев прошло с августовской агрессии Грузии против Южной Осетии. В историческом плане это небольшой отрезок времени, но в то же время срок достаточный для осмысления или, для кого-то может быть, переосмысления произошедшего. О предпосылках августовской агрессии со стороны Грузии и ее последствиях в интервью ИА «Рес» Президента РЮО Эдуарда Кокойты.
– Была ли, на Ваш взгляд, эта война неизбежной и могли бы мы получить признания не такой кровавой ценой?
– Южная Осетия и правящий в Грузии режим стояли на диаметрально противоположенных позициях в урегулировании конфликта. Мы, опираясь на весь предыдущий опыт взаимоотношений с Грузией, добивались признания нашей независимости, тогда как грузинская политическая верхушка, руководствуясь своими амбициями, пытались любой ценой аннексировать территорию РЮО.
С самого начала своего правления нынешний тбилисский режим взял курс на силовой вариант решения проблемы. В Грузию было поставлено огромное количество вооружения, НАТОвские инструкторы готовили грузинских военных, а по темпам милитаризации Грузия вышла на первое место на Кавказе. Никто не угрожал безопасности Грузии, и понятно против кого готовилась и вооружалась грузинская армия.
Хотелось бы еще добавить, что.
Со своей стороны, руководство РЮО совместно с РФ, пытались любой ценой избежать войны. В то время как Грузия систематически нарушала договоренности, достигнутые в рамках СКК, мы эти соглашения неукоснительно соблюдали. Мы не держали в зоне конфликта тяжелого вооружения, не обустраивали фортификационных сооружений и минных полей. И если говорить о каком-то переосмыслении, то это касается, прежде всего, нашей довоенной оборонительной политики. Я хочу сказать, что мы должны были меньше внимания обращать на договоренности и позицию международных организаций, фактически покрывавших действия агрессора, а также активно, как Грузия, готовиться к войне.
К сожалению, мы не успели провести полную эвакуацию мирного населения и подготовить надежные укрытия. На танкоопасных направлениях не было минных полей и стационарных позиций для бронетехники и артиллерии. Не была обеспечена и многоканальная надежная связь между подразделениями. Наверное, эти меры не позволили бы нам самостоятельно отразить столь масштабную агрессию, но можно было бы минимизировать потери и нанести больший ущерб противнику.
Ошибки были, и ответственности за них я с себя не снимаю, так же как и с тех, кому были поручены эти вопросы, и кто слишком халатно отнесся к своим обязанностям.
– Большую роль в дни августовской войны сыграли медики нашей республики. Наверное, то, что они делали в те дни можно назвать подвигом. Что Вы можете сказать о том, как показали себя наши врачи в те дни?
– Действительно наши врачи достойны называться героями наравне с теми, кто с оружием в руках защищали свою землю. Грузинская артиллерия целенаправленно обстреливала здание больницы, в подвале которой, в необорудованных помещениях, забыв о еде и сне, наши медики под грохот разрывов спасли не одну сотню жизней. Их роль переоценить невозможно и благодарность им, я думаю, навсегда сохранится в сердцах спасенных людей, их родных и близких, всего нашего народа и руководства республики. Очень похвально, что вы решили посвятить выпуск вашего дайджеста героической роли врачей в августе прошлого года. И про них и про всех тех, кто внес свой вклад в отражении агрессии, еще будут сняты фильмы, написаны книги и картины.
– Августовская агрессия нанесла республике огромный материальный ущерб. Процесс восстановления идет, но наверняка за прошедший период можно было сделать больше. Понятно, что есть объективные причины, тормозящие работы — это и недобросовестность генподрядчиков и не начавшееся в полном объеме финансирование и наступившая зима. Однако для социально-экономической реабилитации республики необходима четкая программа, которая в деятельности правительства пока не просматривается. Какая работа ведется в этом направлении, и когда можно будет ожидать появления четкой концепции социально-экономического развития республики?
– Да, ущерб нашей республике был причинен колоссальный и не только материальный, но и морально-психологический. Это, в том числе, обусловило некоторую дезорганизацию предыдущего правительства в кризисный период, что стало причиной его роспуска. Формирование нового правительства также несколько затянулось и это сыграло свою негативную роль в том, что сделано не так много, как хотелось бы.
Я не склонен переоценивать неконструктивный подход генподрядчиков, к которым имеется вопросы по качеству и стоимости восстановительных работ, но это также играет свою роль в торможении процесса восстановления. Их работу приходится проверять, а драгоценное время тратится на исправление некачественной работы. Важно понять, что к восстановлению республики необходимо подходить так, чтобы нам не пришлось через несколько месяцев повторно тратить человеческие и материальные ресурсы на то, что можно качественно сделать сейчас.
В конечном итоге население убедится в том, что такой подход единственно правильный в сложившихся условиях. Наша цель состоит в том, чтобы выделенные Россией средства были использованы по прямому назначению, а не стали для кого-то источником личного обогащения.
Что касается концепции социально-экономического развития, то работа в этом направлении ведется. Основные цели и задачи сформированы в государственном послании Президента достаточно четко и конкретно. Правительству необходимо в своей работе в полной мере использовать изложенные в послании направления развития и, разумеется, предложить свои наработки и предложения. Единственной оценкой в работе правительства будет результат. Контроль и исполнение принимаемых решений будет жестким, как того требует нынешний этап развития нашего государства. Для этого надо работать семь дней в неделю, забыть личные проблемы и максимально сконцентрироваться на работе. Только в этом случае возможен тот результат, который даст нам и четкую программу социально-экономического развития и качественную реализацию этой программы на практике.
– С признанием РФ независимости РЮО, мы начали жить в новой политической реальности. Как на практике используются открывшиеся с 26 августа 2008 года возможности, и делается ли это в полном объеме?
– Основное достижение – это заключение с Российской Федерацией Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимодействии. Основываясь на этом договоре, на территории нашей республики размещен российский воинский контингент, который является основным гарантом безопасности населения. Помимо военной сферы, договор предусматривает сотрудничество с Россией в различных областях, в том числе социально-экономической и культурной. Насколько полно эти возможности будут реализовываться – зависит от слаженной работы властей и населения республики. Впереди у нас огромный фронт работы в этом направлении и оттого, насколько ответственно мы подойдем к этому, зависит наше будущее благосостояние и безопасность.