о ситуации с полевыми миссиями и наблюдателями ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии, ИТАР-ТАСС, 30 марта 2009 года
Вопрос: Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию на переговорах в ОБСЕ в Вене по поводу согласования новых мандатов миссий ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии?
Г.Б.Карасин: Как известно, бывшая Миссия ОБСЕ в Грузии с 1 января текущего года находится в стадии технического закрытия. К сожалению, большинство наших западных партнеров по этой Организации не смогли найти в себе силы и политическое мужество, чтобы взглянуть правде в глаза и осознать, что на политической карте Закавказья в последние месяцы произошли весьма существенные изменения. Все наши попытки организовать создание двух новых миссий ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии на справедливой и равной основе, с независимым друг от друга функционированием не увенчались успехом. Грузия при активной поддержке западных стран-участниц ОБСЕ по явно политизированным мотивам отвергла наши компромиссные предложения.
Вопрос: Тем не менее, на грузинской территории вблизи югоосетинской границы продолжают работать двадцать наблюдателей ОБСЕ. Что будет с ними?
Г.Б.Карасин: Совершенно верно. До 30 июня этого года продолжает действовать мандат группы наблюдателей ОБСЕ, утвержденный Постоянным советом в августе прошлого года, после трагических событий в Южной Осетии. Подчеркну, что этот мандат распространяет их деятельность лишь на зоны, прилегающие к Южной Осетии.
Мы выступаем за организацию мониторинговой работы ОБСЕ по обеим сторонам границы в целях формирования более объективной картины происходящих событий в грузино-югоосетинском приграничье. В этой связи российская делегация в ОБСЕ внесла предложение создать две группы наблюдателей в этом районе. Одна – из двадцати /или даже более/ человек – продолжила бы свою деятельность на территории Грузии. Вторая – из восьми человек, как это имело место ранее в составе старой Миссии ОБСЕ в Грузии – действовала бы в зонах, прилегающих к Грузии со стороны Южной Осетии. Понятно при этом, что обе группы должны получить согласие на свою деятельность, соответственно, из Тбилиси и из Цхинвала.
К сожалению, должен сразу отметить, что и наше последнее предложение встречает упорное сопротивление со стороны ряда делегаций в ОБСЕ, в первую очередь грузинской, стремящихся сохранить в регионе бывшие, ставшие уже чисто виртуальными, реалии существовавшей когда-то территориальной целостности Грузии и подчинить любую деятельность ОБСЕ в Южной Осетии миссии в Тбилиси /которая фактически закрыта/.
Поэтому следует четко осознать, что в случае продолжения обструкции предлагаемым нами конструктивным компромиссам в ОБСЕ под вопрос будет поставлена любая полевая деятельность ОБСЕ в этом неспокойном регионе, чего нам совсем не хотелось бы. Ответственность за такое развитие событий целиком и полностью ляжет на Тбилиси и его наставников, сознательно политизирующих этот вопрос и нагнетающих вокруг него искусственный ажиотаж. Надо просто реально взглянуть на вещи и принять решения, имеющие прикладную значимость для стабильности и шансов на спокойную жизнь людей в этом регионе.