Парламентские выборы-2009: попытка подвести итоги

вс, 07/06/2009 - 10:25
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Ровно неделя прошла после парламентских выборов. Основные страсти улеглись, список депутатов, вошедших в Парламент РЮО пятого созыва, известен, впечатления участников избирательного процесса до широкой публики доведены. Можно отдышаться и попытаться подвести итоги.
То, что выборы состоялись – свершившийся факт. Хотя еще в середине мая определенные сомнения в их благополучном исходе возникали у многих. Слишком уж сильна была пропагандистская кампания, развернутая так называемыми «оппозиционными силами», слишком уж много противоречивых статей публиковалось в российских СМИ.

Югоосетинскому обществу, традиционно ориентированному в информационном плане на Россию, было нелегко. Всплеск негатива, появившегося на страницах российской печати, поневоле заставлял задуматься: неужели в Москве не понимают, насколько серьезный резонанс в Южной Осетии имеет каждая такая статья? И почему российское руководство смотрит сквозь пальцы на тот поток лжи и грязи, который был вылит некоторыми (российскими же!) масс-медиа на Президента РЮО и правительство республики?
Когда на страницах национальной прессы начинают публиковаться откровенные оскорбления в адрес главы соседнего суверенного государства, руководство страны должно каким-то образом выразить свое отношение к происходящему. Тем более, если тот, кого обливают грязью, твой друг и союзник…
Никто не принижает исключительной роли России для Южной Осетии: честь и слава Ей, протянувшей руку помощи погибавшему Цхинвалу и фактически спасшей его от полного уничтожения! Того, что сделало для осетин руководство Российской Федерации в августе 2008-го, в РЮО не забудут никогда. Но в апреле и мае 2009-го, когда уже другие недруги пытались уничтожить югоосетинскую государственность, в голову поневоле приходила мысль: неужели Россия спасла Южную Осетию от внешнего врага, чтобы теперь отдать на поругание врагу внутреннему?!
Слава Богу, период замешательства длился недолго. И из России начали доходить четкие и уверенные сигналы: грязная пропагандистская кампания, развязанная против Южной Осетии, Москве также неприятна, как и Цхинвалу. Все стало на свои места: тенденциозные интервью и ангажированные статейки исчезли со страниц газет, а робкие попытки так называемой «югоосетинской оппозиции» устроить политическое шоу на улицах Москвы были пресечены в мгновенье ока.
В этот момент стала очевидной безосновательность былых опасений и упреков, адресованных в адрес России. Просто в Москве изначально смотрели на происходящее с другой точки зрения: в суверенном независимом государстве идет внутриполитическая борьба, абсолютно естественная перед предстоящими выборами. Этично ли вмешиваться в этот процесс или независимое государство должно само разобраться в своих внутренних проблемах? И только когда одна из борющихся сторон стала применять недозволенные методы, да еще и использовать для этого российские информационные площадки, Москва решила проявить жесткость…
В результате, все вернулось «на круги своя», и дальнейшие события стали происходить там, где они и должны были происходить – в Южной Осетии. А здесь к тому времени уже кипели нешуточные страсти.
Борьба за депутатские мандаты развернулась между четырьмя партиями: партией «Единство», Коммунистической партией, Народной партией и социалистической партией «Фыдыбаста». Ну и конечно пыталась кое-как изобразить политическую борьбу все та же «оппозиция», лишенная права гадить из-за рубежа и поэтому судорожно пытавшаяся отыскать возможности для своей деятельности уже на территории РЮО.
Кто-то может возразить: у этих «оппозиционеров» какой-либо идеологии вообще не было, поэтому рассматривать их как политическую силу даже в принципе нельзя. Нет, идеология у них все-таки была, но исключительно бандитская. Услышав о суммах, которые выделены на восстановление РЮО, эти лица, давно дистанцировавшиеся от Южной Осетии, вдруг, в одночасье, стали такими «патриотами», что у самих дух захватывало! Вот только мечтали они не о всеобщем благе, а о доступе к тем самым миллиардам… К счастью, отношение к этой шайке народ проявил соответствующее – брезгливо-презрительное, так что эта «пятая колонна» на ход и исход выборов практически не повлияла.
А четверо ведущих игроков, между тем, отчаянно пытались усвоить новые для них правила игры. Дело в том, что выборы в Парламент пятого созыва впервые в республике проводились не по привычной мажоритарной, а по пропорциональной системе. И политическая элита РЮО далеко не сразу осознала, что личные заслуги теперь уже не имеют того веса, как раньше. Сколь бы ты ни был хорош, но если ты не выражаешь чаяний больших масс населения – шансы на депутатский мандат у тебя равны нулю. При пропорциональной системе формирования парламента в главный законодательный орган страны попадают не отдельные личности, пусть даже весьма авторитетные, а сплоченные команды единомышленников.
Справедливо ли это? Да, справедливо. Чем больше людей доверяют той или иной команде, тем большее количество мест, а стало быть и больший вес, эта команда будет иметь в парламенте. То есть парламент будет принимать именно те решения, которых от него ждет большинство избирателей.
Законно ли это? Да, законно. Именно такое решение принял Парламент РЮО четвертого созыва, то есть сами депутаты, которые лучше всех знают, как целесообразнее формировать органы законодательной власти. Кстати, такой принцип уже на протяжении сотен лет применяется во многих ведущих странах мира.
Подходит ли это для Южной Осетии? А вот это – вопрос. В югоосетинском парламенте всего 34 депутатских кресла и, соответственно, партийные списки кандидатов не очень многочисленные. И включаются в них, в первую очередь, те, кто на протяжении многих лет доказывал на деле свою преданность партии, верность ее идеалам, приверженность ее ценностям. Это тоже справедливо: представлять свою партию может только тот, кто многолетним трудом завоевал такое право. Вот только иногда получается, что «верные партийцы» не могут на достаточно профессиональном уровне заниматься законотворчеством: знаний соответствующих маловато, да и кругозор недостаточно широк. Есть и другой аспект: в стремлении заполучить как можно больше голосов партии зачастую включают в свои списки кого угодно, лишь бы был популярен в народе. Так и оказываются в депутатах спортсмены, артисты, космонавты и т.п. Но и трижды прославленный спортсмен в законотворчестве мало что смыслит. Популярный в начале двадцатого века тезис о кухарке, которая может управлять государством, уже давно доказал свою несостоятельность. Законы, придуманные «кухарками», приходится потом многократно исправлять, дополнять, а то и вовсе переписывать. А для молодого, только становящегося на ноги государства, подобные переписывания – непозволительная роскошь!
Выход в данном случае один: нужно выдвигать в парламент тех, кто может на профессиональном уровне построить законотворческую работу: ученых, юристов, политологов, опытных управленцев. К сожалению, далеко не каждое общественно-политическое движение может похвастаться обилием ученых мужей в своих рядах. Да и где гарантия, что какой-нибудь опытный юрист, хорошо знакомый с международным правом, захочет разделить идеологическую основу той или иной партии?
Похоже, что для Южной Осетии больше подходил бы смешанный принцип комплектования парламента. Скажем, половина депутатских мест могла бы быть отдана кандидатам, баллотирующимся по партийным спискам, другая половина – самовыдвиженцам, так называемым «одномандатникам». Вот тогда упомянутый выше юрист-международник имел бы все шансы оказаться в парламенте и заниматься тем, что он умеет лучше всего…
Но Парламент РЮО четвертого созыва посчитал иначе, и право на участие в предвыборной борьбе получили только те, кто состоял в той или иной партии. Таких партий, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность установленным порядком, в Республике Южная Осетия к моменту начала предвыборной гонки было четыре. Партии разные, имеющие каждая свой электорат и представляющие интересы различных слоев населения. Соответственно и стратегию предвыборной борьбы каждая из партий разрабатывала, как говорится, «на свой вкус и цвет».
Позиционирующая себя как проправительственная, партия «Единство» сосредоточила свои усилия сразу в двух направлениях. С одной стороны, лидеры партии открыто декларировали свою поддержку политическому курсу, который проводит действующее руководство РЮО и лично Президент Республики Э.Кокойты. С другой – демонстративно подчеркивали свою близость к занимающей аналогичные позиции российской партии «Единая Россия». Выбрав такую стратегию, «Единство» безошибочно завоевала симпатии почти половины населения. Голосование показало, что увидеть членов «Единства» в новом парламенте пожелало 46,38 % избирателей.
По праву считающаяся самой опытной и зрелой, Коммунистическая партия РЮО сумела унаследовать от своей могучей предшественницы КПСС преданный электорат и достаточно четкую организационную структуру. В качестве основного метода агитации югоосетинские коммунисты, как и их соперники из «Единства», использовали тезис о своей связи с российскими единомышленниками. Видимо признавая за КПРФ главенствующую роль, КП РЮО демонстративно отказалась даже от персонификации югоосетинской коммунистической идеи, в результате чего ее агитаторы активно использовали плакаты с изображением лидера российских коммунистов Г.Зюганова. Но даже самому Зюганову не под силу преодолеть последствия той мощной информационной кампании, которая была развернута в перестроечный период и направлена на осуждение всего «советского». Итог известен: у коммунистов остался свой, «проверенный», но возрастной электорат, который, в силу естественных причин, медленно, но неуклонно сокращается. Тем не менее, численность приверженцев коммунистической идеологии в РЮО продолжает оставаться достаточно высокой, что еще раз подтвердило прошедшее 31 мая голосование. Результат, полученный КП РЮО – 22,25 % голосов.
Достаточно рискованную предвыборную стратегию избрали для себя члены Народной партии. Заявив о недоверии действовавшему до недавнего времени руководству партии, «народники» существенно изменили свой состав, причем достаточно успешно, как оказалось в дальнейшем. Приняв в свои ряды молодые, новые силы, Народная партия получила достаточно мощный импульс для политической активности. Влившиеся в ее состав члены общественного объединения «Союз защитников Отечества» позволили партии привлечь на свою сторону симпатии силового блока, причем не высшего командного состава, а именно рядовых бойцов.
В определенной степени обстановку вокруг Народной партии осложнил ее бывший лидер Р.Келехсаев, смещенный со своего поста и пытавшийся обвинить власти РЮО в так называемом «рейдерстве». Тем не менее, приток в партию «свежей крови» пересилил внутренние распри, и по итогам голосования Народная партия сумела завоевать второе место по количеству отданных за нее голосов, набрав 22,58 %.
Четвертый участник предвыборной гонки, социалистическая партия «Фыдыбаста», оказалась, пожалуй, в самом сложном положении. Самая малочисленная из югоосетинских общественно-политических объединений, она во многом держалась на авторитете нескольких ее лидеров, имеющих солидный политический вес и значительный опыт работы во властных структурах. Но достаточно странные решения, принятые руководством партии, привели к тому, что партийный список, предложенный «Фыдыбаста», значительно обмелел и для целого ряда ключевых фигур места в нем не нашлось. Такое решение для партии, державшейся на нескольких «столпах», не могло не оказаться губительным.
А ситуация вокруг «Фыдыбаста» все продолжала осложняться. Из-за отсутствия необходимого ценза оседлости ее лидер, В.Гобозов, был лишен права баллотироваться в парламент, и его отстранение, соответственно, еще более ослабило партийный список. Тем не менее, пожалуй основной ошибкой «Фыдыбаста» стало то, что в сложившейся ситуации руководство партии фактически отказалось от проведения каких-либо агитационно-пропагандистских мероприятий, сосредоточив свои усилия исключительно на попытках вернуть в список исключенного из него лидера. Результат не заставил себя ждать: по итогам голосования социалистическая партия «Фыдыбаста» набрала только 6,37 % голосов, не сумев преодолеть установленный законом семипроцентный барьер и лишившись права принять участие в формировании Парламента РЮО пятого созыва.
В итоге, депутатские мандаты были распределены между тремя победившими партиями пропорционально набранным ими голосам избирателей. «Единство» получило право включить в состав Парламента 17 своих членов, Народная партия будет представлена в нем 9 депутатами, Компартии достанется 8 депутатских кресел.
Разные стратегии, разный электорат, разные результаты. Тем не менее, в предвыборных действиях всех участников гонки можно отметить много общего, как позитивно, так и отрицательно сказавшегося на полученных результатах. В частности, слишком много времени у всех партий ушло «на раскачку». Фактически, реальная борьба за симпатии избирателей была начата ими только за две недели до выборов, хотя времени на проведение агитации ЦИК РЮО выделил предостаточно.
Немало времени ушло и на корректирование партийных списков. Вопрос, который следовало бы утрясти задолго до старта предвыборной кампании, всеми партиями решался уже после ее начала. С другой стороны, затягивание этого процесса добавило интриги и заставило общественность с гораздо большим интересом дожидаться обнародования списков, что само по себе уже привлекало внимание к предстоящему событию.
Достаточно поздно партии ознакомили избирателей со своими политическими программами, хотя этот шаг, по идее, должен был стать одним из первоочередных. Дошло даже до того, что сам Президент РЮО Э.Кокойты вынужден был вмешаться и поторопить руководителей партий после того, как в ходе одной из рабочих поездок выслушал массу жалоб от населения на нерасторопность политических лидеров…
Тем не менее, «Парламентские выборы-2009» состоялись. По мнению абсолютного большинства участников, прошли они на высоком профессиональном уровне, достаточно активно и практически без нарушений. Об этом свидетельствуют и заключения многочисленных международных наблюдателей, давших самые высокие оценки организационной работе ЦИКа, и комментарии представителей партий, контролировавших ход голосования непосредственно на избирательных участках.
Очень позитивно был оценен и уровень активности населения, пришедшего выполнить свой гражданский долг невзирая на обстановку, резко обострившуюся во время выборов. Даже новость о том, что буквально накануне дня проведения голосования вблизи одного из избирательных участков было обнаружено взрывное устройство, не смогла повлиять на явку избирателей. Не удалось сколь-нибудь заметно снизить посещаемость участков ни грузинскому руководству, ни все той же пресловутой «оппозиции» (кстати, методы и тех, и других были практически одинаковы: обе враждебные силы пытались не пустить людей на избирательные участки!)…
Впрочем, какие бы оценки не получили прошедшие парламентские выборы, на сегодняшний день – это уже история. Со дня голосования прошла неделя, и уже в ближайшие дни состоится первое заседание вновь избранного Парламента. Какой будет эта первая встреча народных избранников, представляющих различные слои югоосетинского населения? Насколько результативно сможет работать законодательный орган, впервые в истории РЮО сформированный исключительно по пропорциональной системе? Ответы на эти вопросы нам еще предстоит узнать. Но уже сегодня можно с уверенностью утверждать одно: 31 мая народ Южной Осетии в очередной раз сдал экзамен на общественно-социальную зрелость, патриотизм и умение защищать свою государственность.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest