Во Владикавказе прошел внеочередной VII Съезд осетинского народа. Своим мнением о прошедшем мероприятии, видением проблем, стоящих перед осетинским обществом, с корреспондентом ИА «Рес» поделился участник Съезда, известный в Осетии и за ее пределами ученый, доктор исторических наук, профессор СОГУ им. К.Л.Хетагурова Руслан Бзаров.
ИА «Рес»: Руслан Сулейманович, насколько успешно, на ваш взгляд прошел VII всеосетинский съезд?
Руслан Бзаров: Я бы хотел отметить, что нынешний съезд по временным затратам самый короткий, но он проведен на очень высоком уровне. И это, само по себе – признак политической культуры нашего народа. Вопросы подготовлены тщательно, чтобы делегатам из всех уголков России и мира, было легко в них разобраться за короткий промежуток времени. Люди, которые приехали для участия в Съезде провели большую работу и приехали на родину не в роли туристов, а как представители конкретных, организованных диаспор. В Бельгии, например, осетинская диаспора представляет собой четко структурированную общественную организацию.
Главная цель съезда – создание общественных формирований «Международный Осетинский конгресс» и общероссийского движения «Стыр Ныхас», которое, с учетом признанности РЮО и новыми политико-правовыми реалиями, сформировано вместо регионального (зарегистрированного только в Северной Осетии и в непризнанной тогда еще Южной Осетии) «Стыр Ныхас».
ИА «Рес»: Каковы цели этих общественных организаций, и что изменится с началом их работы?
Руслан Бзаров: Формирование данных общественных организаций позволит развернуть масштабную работу по консолидации осетинского народа и по дальнейшему признанию РЮО в странах СНГ, и в конце концов добиться международного признания.
Цель этих организаций – гуманистическая: защита языка, культуры, достоинства народа, предотвращение повторения когда-либо геноцида или войны. Создание этих организаций – новый этап в истории осетинского национального движения, который стал возможен только после длительной борьбы.
Республика Южная Осетия теперь признана, наши политические, культурные организации созрели для работы. Действуют прекрасные диаспоры в Саратове, Самаре, Париже, и все это - наш новый ресурс. Нужно определить общественно-политические, экономические, культурные программы, и начать активную работу в этих сферах.
ИА «Рес»: Какие еще проблемы, кроме тех, что уже были перечислены Вами, были затронуты в ходе работы Съезда?
Руслан Бзаров: Как обычно, затрагивались болезненные для нас темы, связанные с сохранением языка, особенно на фоне включения осетинского языка ЮНЕСКО в список языков, которые находятся на грани исчезновения. Этот вопрос, я очень надеюсь, на ближайшем Съезде, а может быть, и на следующем, станет основным. И это будет тоже победой, если мы сможем во главу угла поставить не политические вопросы, не вопросы защиты жизни и прав народа, не антивоенные позиции, не организационно-учредительные проблемы, а конкретно, культурно-языковые. Это будет означать, что мы многого добились, что мы обезопасили свою родину настолько, что можем заняться внутренними проблемами. И, надеюсь, уже на VIII Съезде это станет возможным. Нужно отметить также то, что был затронут вопрос социальной защиты населения. Социальная защищенность населения определяет уровень развития общества. Хочу сказать, что VII Съезд демонстрирует то, что постепенно мы выходим из кризиса, мы пережили две войны, попытки разделить Осетию, но остались единым народом.
Мы вынуждены были решать внутренние проблемы на фоне разваливающегося Советского Союза, только начинающей развиваться России. Да, безусловно, до сих пор существуют проблемы, но, судя по тому, что мы видели на Съезде, судя по реакции участников при их обсуждении, выход из каждой локальной проблемы не за горами. Мы впервые имеем руководство и на юге и на севере, которые стоят на позиции национальных интересов. Это большая заслуга политической грамотности населения, которое выдержало тяжелые времена, не вступив в какие-то гражданские конфликты и не потеряв веру в будущее. И еще один из важных вопросов, о котором необходимо сказать – это восстановление экономики, восстановление жилья, создание рабочих мест и преодоление последствий геноцида и долгой двадцатилетней войны. Этот вопрос волнует все диаспоры, и мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы Юг Осетии поскорее встал на ноги.