Комментарий Департамента информации и печати МИД России относительно подходов России при обсуждении в Совете Безопасности ООН продолжения ооновского присутствия в Грузии и Абхазии
1099-07-07-2009
При рассмотрении в Нью-Йорке в мае-июне с.г. вопроса о продлении мандата ооновского присутствия в Грузии и Абхазии Россия столкнулась с явным нежеланием наших партнеров отбросить политические и идеологизированные формулировки, подтверждающие территориальную целостность Грузии. При этом наш подход в отношении международного присутствия в Абхазии был направлен исключительно на достижение стабильности в регионе.
Мы были искренне заинтересованы в том, чтобы наблюдатели ООН продолжили там работу. Для этого необходимо было компромиссное статусно нейтральное решение, как и предлагала Россия.
В ходе работы в СБ ООН немецкая делегация как координатор «Группы друзей Генсекретаря ООН по Грузии» представила свой проект соответствующей резолюции. В ответ мы подготовили компромиссные поправки с конкретными мерами по обеспечению безопасности и поддержанию стабильности на грузино-абхазской границе, включая объективный мониторинг со стороны наблюдателей Миссии ООН.
Наши предложения по режиму безопасности вдоль грузино-абхазской границы предусматривали создание трех зон: зоны безопасности (шириной 6 км по обе стороны границы), зоны ограничения вооружений (18 км по обе стороны границы) и зоны безопасности на море (шириной 24 км и глубиной 12 морских миль). В первой зоне запрещалось бы пребывание вооруженных сил и тяжелых вооружений сторон, но в ней могли бы находиться до 800 сотрудников министерств внутренних дел, органов безопасности и пограничных служб с легким вооружением, а также до 15 бронетранспортеров. В зоне ограничения вооружений не должны были размещаться тяжелые вооружения, но при этом разрешалось нахождение до 600 военнослужащих и до 20 бронетранспортеров. В морской зоне безопасности вводился запрет на нахождение в ней военно-морских судов сторон, но разрешался кратковременный заход катеров пограничных служб водоизмещением до 100 тонн в количестве до 8 единиц. В первых двух зонах устанавливался запрет на пролет боевыми и разведывательными средствами, в т.ч. беспилотными, за исключением полетов вертолетов вдоль линии границы без ее пересечения. Эти наши предложения шли в русле последних рекомендаций, содержавшихся в докладе Генсекретаря от 18 мая 2009 года по этому вопросу.
Таким образом, российский проект мог бы стать реалистичной основой для продолжения конструктивного международного взаимодействия на базе присутствия ООН в регионе. С учетом размещенной в Грузии Мониторинговой миссии Европейского союза, согласованных в рамках Женевских дискуссий совместных механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты выработка нового мандата Миссии ООН позволила бы оперативно наладить практическое сотрудничество всех заинтересованных сторон по укреплению безопасности и восстановлению доверия в этом неспокойном районе Закавказья.
Однако нашими западными партнерами такой подход, к сожалению, принят не был. 14 июня они, отказавшись от принятия предложенного Россией прагматичного решения, высказались за новое «техническое» продление устаревшего мандата Миссии ООН. Однако при этом они вновь включили в проект такого решения ссылку на резолюцию 1808 от 15 апреля 2008 г., подтверждавшую территориальную целостность Грузии.
С таким подходом Россия согласиться не могла. В результате решения о продлении ооновского присутствия в этой части Закавказья не было принято, и Миссия ООН сворачивает свою деятельность.
Каким бы ни было отношение отдельных государств к признанию независимости Абхазии и Южной Осетии, считаем, что это не должно мешать нахождению прагматических решений, которые способствовали бы оздоровлению атмосферы, повышению доверия и, в конечном счете, улучшению положения проживающих там людей. Главное - чтобы простые люди не были заложниками политических разногласий.
7 июля 2009 года