На протяжении своей многовековой истории Южная Осетия большей частью была независима от внешнего господства, хотя не раз подвергалась вторжениям со стороны картлийских правителей, отметила в комментарии «Ресу» первый вице-спикер парламента республики Зита Бесаева.
Она подчеркнула, что история Южной Осетии как этнографической единицы насчитывает более двух тысяч лет, ссылаясь на данные античных, древнегрузинских и древнеармянских источников, подтверждающих осетинскую скифо-сарматскую принадлежность древнего и средневекового населения южных склонов Центрального Кавказа.
После распада Российской империи, по словам Бесаевой, Национальный Совет Южной Осетии выразил стремление к самоопределению.
«После распада Российской империи Грузия 26 мая 1918 года провозгласила свою независимость и предъявила претензии на Южную Осетию, - заметила парламентарий. - К этому времени начал функционировать легитимно избранный Национальный Совет, выступавший за право свободного самоопределения южных осетин».
Бесаева продолжила, что летом 1920 года в ответ на агрессивные действия меньшевистского руководства Грузии началось вооруженное сопротивление южных осетин за национальное
самоопределение.
Она добавила, что грузинская пресса активно поддерживала репрессии против осетин, ссылаясь на обращение грузинского правительства, призывающее к «уничтожению изменников».
«Седьмого июня 1920 года начальник грузинской карательной экспедиции, полковник Чхеидзе испросил разрешения грузинского правительства сжечь села Южной Осетии, - подчеркнула парламентарий. - Начиная с 17 июня 1920 года грузинские войска огнем и мечом прошлись по всей Южной Осетии. Практически все села были сожжены и разорены, массы осетинского населения, в основном женщины, дети и старики подверглись резне».
Бесаева заявила, что «по общепринятым международным нормам, такие действия, направленные на истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде, считается одним из тягчайших преступлений против человечества и квалифицируется как геноцид».
«В данном случае мы имеем факты целенаправленного истребления народа Южной Осетии правительством Грузии. Массовые убийства осетин грузинскими войсками в 1920 году явились прямым следствием умышленных действий властей Грузии, направленных на истребление осетинского народа и этническую чистку территории Южной Осетии», - сказала она.
Бесаева выразила сожаление о том, что эти события не получили должной правовой оценки, а виновные не были привлечены к ответственности.
По ее мнению, это привело к дальнейшим попыткам этнических чисток в 1989-1992 гг. и в 2000-х годах.
Вице-спикер отметила, что вмешательство России в 2008 году предотвратило полное истребление населения Южной Осетии.
Она добавила, что геноцид 1920 года останется кровоточащей раной для национального сознания.
«Широкое признание факта геноцида, в перспективе - и со стороны Грузии, стало бы не только актом восстановления исторической справедливости, но и действенным сдерживающим фактором для новых проявлений вооруженной агрессии со стороны Грузии в отношении как Южной Осетии, так и Абхазии», - заключила Бесаева.