Западные политические центры, прежде всего Лондон, Вашингтон и Брюссель, не скрывают стремления вытеснить Россию из Южного Кавказа и Центральной Азии, используя амбиции региональных политических элит, в первую очередь властей Азербайджана. Подталкивание Баку, Еревана и Тбилиси к более жесткой политике в отношении Москвы сопровождается попытками сформировать единый прозападный геополитический ареал «Центральная Азия - Южный Кавказ» как альтернатива российскому евразийскому интеграционному проекту.
Ситуация для Запада облегчается тем, что руководство Армении во главе с Николом Пашиняном все меньше скрывает свою антироссийскую направленность, демонстрируя готовность присоединиться к любым западным проектам. Несколько иначе обстоят дела с нынешним правительством в Тбилиси, которое стремится избежать обострения отношений с Россией, но в то же время заявляет о желании восстановить стратегическое партнерство с США и развивает тесное сотрудничество в рамках формата Турция-Азербайджан-Грузия.
Инфраструктура как рычаг влияния
Развитие транзитных коммуникаций между Центральной Азией, Южным Кавказом и Европой всё активнее используется западными столицами как инструмент перераспределения геополитического влияния. Евросоюз обозначил развитие Транскаспийского международного транспортного коридора или же «Среднего коридора» в числе главных приоритетов и, забыв о прежних претензиях в вопросах соблюдения прав человека, усиливает сотрудничество с Азербайджаном, рассматривая его в качестве ключевого регионального партнера.
Еще в сентябре текущего года еврокомиссар Марта Кос договорилась в Баку о создании рабочей группы высокого уровня для укрепления экономического взаимодействия между ЕС и Азербайджаном и продвижения инвестиций в рамках инициативы Global Gateway. В Евросоюзе не скрывают, что Азербайджан им нужен, в том числе как плацдарм для дальнейшей экономической экспансии в сторону стран Центральной Азии.
Вашингтон включился в эти процессы гораздо позже, но зато пытается компенсировать отставание масштабными мероприятиями. После достижения согласия с Баку и Ереваном по открытию «Маршрута Трампа во имя международного мира и процветания» (TRIPP), который должен стать составной частью «Среднего коридора», нынешняя администрация Белого дома сразу же взялась за интенсификацию контактов со среднеазиатскими республиками. По итогам саммита США–Центральная Азия, прошедшего в начале ноября, были обозначены шаги по наращиванию присутствия Штатов в данном направлении.
Эти события имеют прямое отношение к геополитическим раскладам на Южном Кавказе, поскольку новые приоритеты Вашингтона в отношении Центральной Азии диктуют необходимость усиления американского контроля над Азербайджаном, Арменией и Грузией.
Новая роль Азербайджана
Многолетняя сбалансированная внешняя политика Баку фактически сменилась на ярко выраженную протурецкую и проамериканскую ориентацию. Азербайджан стремительно превращается в новый плацдарм Запада в Закавказье, подобно тому, как Грузия времён Михаила Саакашвили стала опорной точкой для реализации антироссийских геополитических проектов. Достаточно сказать, что Ильхам Алиев принимает самое активное участие в создании нового формата «Центральная Азия - Азербайджан», который преподносится как единый геополитический кластер, дистанцирующийся от России. Уже анонсировано, что к этой площадке будут подтягивать Армению и Грузию.
Здесь изначально речь идет не только об участии Баку в развитии транзитной и инфраструктурной составляющей. По факту режим Алиева становится троянским конем Анкары, Лондона, а теперь и Вашингтона сразу в двух стратегически значимых регионах. В качестве важного преимущества правящие круги Азербайджана используют наработанные десятилетиями связи с бывшими советскими республиками. Действия азербайджанских властей явно устраивают западные столицы, которые стимулируют Баку к дальнейшей геополитической переориентации, обещая политической элите республики большие экономические бонусы.
Параллельно Азербайджан резко активизирует контакты с НАТО, причём начав опережать по интенсивности сотрудничества ту же Грузию. В Баку регулярно проходят обучающие курсы альянса, встречи с представителями этого военного блока.
Особое внимание привлекает и стремительное наращивание во внешней политике Азербайджана британского направления. Лондон и Баку подписали План оборонного сотрудничества, а британские министры и спецпредставители обсуждают с азербайджанскими коллегами усиление взаимодействия в области обороны и кибербезопасности.
Судя по всему, в Вашингтоне должным образом оценили прыть Алиева и теперь рассматривают Баку как свою опорную базу. Американская администрация уже приостановила действие 907-й поправки, ограничивающей военную помощь Азербайджану, а аналитические центры в США призывают отменить её полностью ради углубления сотрудничества в обороне и энергетической сфере. К примеру, издание министерства обороны США «Stars and Stripes» считает, что подобный шаг будет способствовать успеху коридора «TRIPP», который позволит Штатам ввозить редкоземельные металлы из Центральной Азии, также ослабляя позиции Китая и России в этой части мира.
Западные медиа и аналитические центры активно продвигают новую роль Азербайджана в качестве центра влияния Соединенных Штатов на Южном Кавказе и удобного канала для реализации американских интересов в Центральной Азии. Весьма четко эти тезисы прозвучали на первом форуме мозговых центров США и Азербайджана, стартовавшем 18 ноября. Такие же нарративы тиражируются за последние месяцы в многочисленных экспертных комментариях, опубликованных в СМИ стран Запада.
Западные эксперты открыто связывают рост значимости Азербайджана с изоляцией России и запуском альтернативных коридоров. Пул известных русофобов, включающий бывшего дипломата Джона Хербста, экспертов Люка Коффи, Фредерика Старра и других, ранее окучивавших Грузию, теперь с энтузиазмом взялся за Азербайджан.
При этом западники предпочитают действовать по шаблону, используя апробированные методы работы с обществом, чтобы создать инфраструктуру влияния. К примеру, по линии ЕС в Азербайджане начали запускать образовательные инициативы, цель которых усилить сотрудничество и создать «мосты» между обществами, проходят мероприятия, ориентированные на молодежь, на вовлечение женщин в дипломатию и другие сферы. При таких темпах «европеизации» Азербайджану могут устроить повторение грузинского опыта с засильем НПО и западных фондов, от которых сейчас власти в Тбилиси не знают, как избавиться.
Вероятный исход
Азербайджанские, турецкие, армянские проправительственные издания, а также ресурсы грузинских западников смакуют процессы, связанные с активизацией США и других западных стран на Южном Кавказе и Центральной Азии. В их трактовке Россия «окончательно потеряла Закавказье», а в ближайшей перспективе и Центральную Азию.
Однако фактическая динамика процессов далеко не так однозначна. Попытки внешних игроков перестроить регион «под себя», используя националистические настроения и амбиции местных элит, неоднократно приводили к крупным просчетам. Геополитическое пространство Евразии не раз демонстрировало резкие развороты, которые перечеркивали планы тех, кто слишком рано уверовал в собственное превосходство.
В этой связи для России и ее партнеров важно последовательно укреплять собственные позиции, опираясь на долгосрочные интересы, исторические связи и взаимную безопасность.






