События 23 ноября 1989 года - это не просто знаковая дата, а переломный рубеж в развитии национального самосознания, отметил в комментарии агентству «Рес» глава информационно-аналитического управления администрации президента РЮО, политолог Юрий Вазагов.
«В тот день небольшая группа безоружных жителей Цхинвала встала на пути многотысячной колонны грузинских ультранационалистов, стремившихся подавить волю югоосетинского общества к сопротивлению. Решимость и упорство, проявленные тогда жителями Южной Осетии, стали отправной точкой сложного и драматического пути к созданию собственной государственности», - подчеркнул он.
По словам Вазагова, 23 ноября окончательно развеялись иллюзии относительно возможности сосуществования в рамках одного государственного образования с грузинским провинциальным фашизмом, идеологи и практики которого к тому времени открыто выступали с лозунгами «Грузия для грузин» и грозили «вымести осетин железной метлой с грузинской земли».
«После этих событий стало очевидно, что Южная Осетия сможет избежать повторения сценария 1920 года и сохранить себя, свою национальную идентичность только через создание собственных государственных институтов», - отметил политолог.
Как отметил Вазагов, стойкость, проявленная в ноябре 1989 года, сформировала внутренний стержень, позволивший югоосетинскому обществу выдержать многолетнюю агрессию, этнические чистки, блокаду и всевозможные формы давления.
«По сути, в те дни возникла модель общественно-политической консолидации, которая в дальнейшем стала фундаментом борьбы Южной Осетии за свою независимость и позволила достичь поставленных целей. Именно поэтому 23 ноября в полной мере оправдывает свое название -Дня мужества и народного единства», - сказал он.
Вазагов подчеркнул, что для современной Южной Осетии значение событий 1989 года не ограничивается исторической памятью.
«В условиях, когда в грузинском истеблишменте, среди значительной части общества продолжают звучать риторика и идеологические штампы эпохи Звиада Гамсахурдия, в Южной Осетии особенно остро осознают важность сохранения единой идеологической платформы. В первую очередь данный аспект затрагивает вопросы воспитания молодежи», - отметил югоосетинский политолог.
По мнению Вазагова, новые поколения должны чётко понимать, почему Южная Осетия стала на путь самостоятельного развития, какой ценой была обретена свобода, и какие вызовы сегодня стоят перед республикой.
«Соблюдение этого условия станет своего рода «прививкой» исторической ответственности, основой патриотизма и защитой от разных манипуляций.
Не менее важно противодействовать попыткам искажения истории и замалчивания преступлений против нашего народа. Это также должно быть одной из ключевых задач государственной политики».
Политолог заключил, что при таком подходе урок мужества и единства, полученный 23 ноября 1989 года, будет и дальше служить опорой укрепления государственности, национального самосознания и актуальным фактором консолидации общества.







