Осетины на фронтах Великой Отечественной войны. Харитон Тедеев

VKontakte
Odnoklassniki
Google+

К 65-летию Великой Победы

Харитон Тедеев, 1920 г.р. ветеран Великой Отечественной войны:
После окончания 10 класса Зивлетской средней школы в Южной Осетии мы устроили банкет в честь выпуска. Мы не знали, что началась война, и веселились на банкете до утра. А утром узнали, что началась война. В нашем классе было девять парней, и мы все отправились на фронт. Мне было 19 лет.
Нас направили в Грозный, где формировалась военная часть, которая тут же отправилась на фронт. Меня назначили начальником разведки батальона. Часто выходил на задания за линию фронта, смотрел, как принести наибольший ущерб врагу.

Через линию фронта переходили под видом нищих, в изорванной одежде. И немцы ни разу не возразили и ни разу не обратили на нас внимание. У меня был один хороший друг – Калиновский. Как-то, будучи на задании, нам захотелось пообедать. У нас был гороховый порошок, и мы попросили одну женщину вскипятить нам воду. «Я могу вскипятить воду, но кушать где вы будете?»,- сказала она. Мы ничего не сказали, сели, молча возле плиты и стали ждать. Но через некоторое время из другой комнаты стали слышны голоса немцев. Мы спросили женщину: «Кто они?», но она не знала кто они. Мы с другом толкнули дверь, там сидели четыре немца. Взяли их в плен с криком: «Дом окружен русскими солдатами». Тогда мне вручили первую награду: медаль «За отвагу». Это было в 1941 году в городе Изюм (Украина). Были и случаи, мы подрывали немецкие поезда.
Как-то раз нас отправили на боевое задание, надо было зайти в Харьков на разведку. Город тогда был еще в руках немцев. Это было не легкое дело. Нас было девять человек, и мы разделились на четыре части и разошлись в разные стороны. Там был большой дуб, после выполнения задания мы должны были встретиться возле него.
Смотрим, стоит на посту старик с большой бородой, держит винтовку, ну мы подумали, что он может с нами сделать. Я подошел к нему близко, а он мне крикнул: «Близко не подходи, стрелять буду». Задание разведчика было и то, что нужно было убедить окружающих, что ты не разведчик, некоторые даже клялись …. Я убедил старика, что к разведке не имею никакого дела, он мне поверил. И подпустил к себе, я ему сказал, что очень голодный. Он достал сухарь и протянул мне. Я его подробно спросил, что он здесь охраняет, почему он здесь стоит. Он мне рассказал, что охраняет завод, который сейчас принадлежит немцам, они там изготавливают снаряды. Рабочие завода вместо пороха в снаряд клали песок. Много раз был такой случай, когда подал снаряд и не взрывался. Мы один такой снаряд разобрали, там было написано, что только так вам можем помочь и больше мы ничего не можем сделать для вас. На том заводе работали наши женщины, которые попали к ним в плен. Немцы их заставляли делать снаряды.
Войну я до конца не прошел. На одном из заданий меня ранило: мы отправились на задание, немцы нас заметили и начали бомбить в нашу сторону. Семеро наших товарищей погибли сразу. Я остался с другом Калиновским, мы обменялись адресами, чтобы в случае чего, сообщили близким. Когда снаряд мне оторвал руку, я слышу крик друга: «Помогите», ему ноги снаряд разорвал. Через час он умер, а я остался один. Через некоторое время я слышу крики: «Вперед за Родину! За Сталина!» Тогда я узнал, что немцы отступают. Я лежал в болоте раненым и не мог оттуда выбраться. С одной стороны стреляли немцы, а с другой стороны наши. С Божьей помощью, я остался в живых.
Меня заметил командир полка Благов, я был весь в крови, но он меня узнал. Это было в начале 1943 года. Меня отправили в наш полевой госпиталь, там мне должны были ампутировать руку, но я их не пустил. Меня отправили на лечение в Новосибирск, затем в Ташкент. На фронт меня больше не пустили. После длительного лечения меня отправили домой.
Об ужасах войны можно рассказывать долго. И на словах невозможно передать все чувства, которые мы испытываем и по сей день.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest