Время все дальше уносит от нас годы Великой Отечественной. История этой войны описана в многотомных книгах и отснята в многокилометровых кинолентах, и казалось бы, должна быть исчерпана. Однако каждый день открывает нам новые страницы и новых героев Великой Войны прошлого столетия.
Всему миру известен подвиг семи братьев Газдановых из Северной Осетии, не вернувшихся с Отечественной войны. И тем удивительнее показался факт, который рассказал нам наш соотечественник фронтовик Михаил Зеноевич Казиев.
Зено и Мария Казиевы вырастили девятерых сыновей – участников и ветеранов ВОВ. В те времена жизнь крестьян в Южной Осетии была очень нелегкой. Мария и Зено работали не покладая рук, чтобы прокормить семью. Старшие сыновья помогали родителям по хозяйству, девочки следили за домом и присматривали за младшими братьями. Так протекала жизнь Казиевых до начала войны.
Одного за другим провожали сыновей родители. И жили надеждой, на то, что хотя бы кто-нибудь из них вернется. Первым из братьев в 1938 году был мобилизован в ряды Красной Армии Хетаг. Он участвовал в финской войне, затем в ВОВ. Был ранен. И вновь после госпиталя вернулся на фронт. Хетаг награжден тремя орденами и медалями. В 1943 году погиб под Краснодаром. Вместе с Хетагом в финской войне участвовали и два его племянника, сыновья старшей сестры. Черный платок покрывал голову его матери Марии, днем и ночью теперь она молилась за своих, оставшихся в живых, сыновей.
В 1941 году на фронт уехал Падо. Он воевал на Керченском полуострове. Во время одной из операций, в 1942 году был схвачен. В фашистских застенках Падо бесконечными днями и ночами мечтал о свободе и она, словно померещилась ему, когда его освободили бойцы Красной Армии, но дорога до родного села скрылась еще на 10 лет за решеткой архипелага Гулаг. И только после смерти вождя народов Сталина, в ноябре 1953 года, Падо был реабилитирован и вернулся на родину.
В 1941 году добровольцем записался в армию Георгий Казиев. Он с доблестью прошел дорогами войны и вернулся на родину с грудью, увешанной медалями. Судьба забросила его в Тбилиси. Здесь он женился, воспитал шесть детей, работал, не покладая рук, и вышел на пенсию. В 1991 году ему вместе с семьей вновь пришлось пережить агрессию на этот раз со стороны грузин, и переехать, с насиженного места, в Северную Осетию.
Вслед за братьями последовал на войну Гиго. Он тоже пережил все мытарства войны и был демобилизован в 1946 году. Награжден орденом Отечественной войны и медалями. После войны переселился в Эльхотово, работал в колхозе, воспитал четырех детей.
Пятый из братьев – Сардион – в довоенное время был пастухом в селе. В 1941 году он добровольцем вступил в истребительный батальон, принимал участие в защите перевалов от Кельского озера до Сбийского перевала и был награжден медалью «За оборону Кавка за». Но Сардиону не суждено было дожить до победы – в 1942 году он скончался.
Михаил Зеноевич с лета 1941 года до Дня Победы находился в рядах Красной Армии. Он воевал на Крымском, Северо-Кавказском, Воронежском и 2-м Украинском фронтах. Много подвигов совершил советский воин. В бою на Курской дуге, находясь в экипаже самолета, в качестве стрелка-радиста, сбил вражеский самолет. Командование наградило Михаила двумя орденами и 16-ю медалями.
В 90-е годы воин-ветеран вновь оказался на фронте в осажденном Цхинвале. И вместе с членами своей семьи помогал защитникам Южной Осетии в отражении агрессии грузинских неофашистов. Супруга М. З. Казиева Антонина Артемовна тоже была ветераном и участником ВОВ.
Седьмой из братьев – Дмитрий – был мобилизован в армию в 1942 году. Он участвовал в военных операциях на Керченском и Таманском полуостровах. Был ранен. Затем вновь вернулся на фронт. А после войны вернулся домой с двумя орденами и медалями, работал в колхозе, воспитал 6 детей.
Александр Зеноевич 1925 года рождения был совсем молодым парнишкой в начале фашисткой агрессии. Работал в селе, в колхозе. Но и его призвали в армию. И лишь в 1949 г. он был демобилизован. Александру тоже на склоне лет (он после ВОВ жил и работал в городе Тбилиси) пришлось пережить и агрессию грузинских неофашистов, и он переехал в город Беслан Северной Осетии. Лишь один из девятерых братьев Давид (1927 г.р.) оставался рядом с родителями в годы борьбы с немецкой армией. Но и он в 1991 году был изгнан из родного дома в Тбилиси, где прожил все годы молодости и зрелости, и стал беженцем с детьми во Владикавказе. Не вынесло этого сердце немолодого уже человека, и он скончался...
В заключение статьи хочется обратиться к нашим согражданам, Правительству, скульпторам и архитекторам с просьбой об увековечении подвига братьев Казиевых. Ведь подвиг братьев Газдановых воспетый поэтами, композиторами стал известен во многом благодаря удачному памятнику. А подвиг воинов-ветеранов, сыновей Зено и Марии Казиевых – это живая легенда и гордость нашей истории.
И.Н. Цховребов, кандидат исторических наук
Юго-осетинская газета «Республика»