Покорить «Бастион» и выжить

чт, 01/07/2010 - 19:03
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

А вас когда-нибудь захватывали в заложники? А на минное поле приходилось попадать? Приходилось вытаскивать раненого из горящей БМП? Оказывать первую медицинскую помощь под перекрестным огнем? Освещать бой в городе и ликвидацию террористов? И чтобы это все в течение полутора суток?
Да? Тогда, я полагаю, вы один из тех счастливчиков, которые в этом году попали на курсы экстремальной журналистики «Бастион». Курсы, организованные Союзом Журналистов Москвы и Ассоциацией военной прессы, прошли 20-26 июня в Подмосковье на учебной базе 5-й отдельной гвардейской мотострелковой Таманской бригады. Здесь собралось 70 представителей СМИ – 66 из Центрального федерального округа РФ и четыре журналиста из Южной Осетии. Все испытания смогли пройти только 68 человек, которым и были вручены соответствующие сертификаты. Действительно, экшна было много, и не каждый смог пройти испытания, но и в экстремальных условиях работают не все журналисты.

На первом же построении было объявлено о том, что обучение будет проходить жестко и довольно сложно. Журналисты уже успели ознакомиться с планом мероприятий и, действительно, график был очень плотным. Для югоосетинских журналистов, переживших и войну, и землетрясения, и наводнение, прошедшие курсы были особенно ценны. Пережить ЧС и осветить ЧС – это не одно и то же. Основное, что я вынесла для себя из этих курсов – это не теряться и не пытаться бежать, не оценив предварительно обстановки. Особенно если ты на минном поле, или освещаешь антитеррористическую операцию, проводимую в городе, где все вокруг взрывается, и непонятно, где свои и где чужие. И даже если ты попал в заложники, главное - спокойствие и осознание того, что НИ ОДИН КАДР НЕ СТОИТ ТВОЕЙ ЖИЗНИ. И это правило нужно зарубить себе на носу, никогда не забывая о нем. Ведь погоня за красивым кадром и красивым ракурсом во время войны или чрезвычайной ситуации может стоить жизни не только журналисту, но и всем окружающим его людям.
Нас учили не только самим выбираться из сложных ситуаций, но и выручать товарища. Одним из ключевых занятий, по которым нужно было сдавать зачет, было оказание первой медицинской помощи: наложить жгут, обезболить, перевязать рану, перетащить раненого в более или менее безопасное место. Учили тому, что нельзя забывать о том, что ты в первую очередь человек. Помог другу, обезопасил себя и можешь спокойно приступать к работе.
Эти занятия врезались в память, кажется, на всю жизнь. Как и мастер-классы ведущих российских журналистов. Лекции Алексея Самолетова, Александра Минакова, Руслана Гусарова и Николая Иванова были ярки, интересны и искренни – полтора часа пролетали в одно мгновенье ока, но после их ухода не оставалось пустоты – человек был полон идей, и его обуревали мысли, как бы поскорее эти идеи воплотить в жизнь. Были и потрясающе интересные лекции по психологии и контртеррору, и практические занятия по освещению митингов и массовых беспорядков. Всего и не перечислить…
Но самое главное – загруженный график работы (подъем в 07:00 и возвращение домой в 23:00) не отбивал у журналистов желания общаться, и ничто не могло заставить мужчин отказаться от ставших традиционными вечерних футбольных матчей – чемпионат мира все-таки проходит!
Практически ни одна лекция не обошлась без упоминания Южной Осетии – у всех, проводивших мастер-классы, есть награды за освещение грузино-осетинской войны. Проводился т.н. разбор полета, как освещалась эта война, как работали журналисты и т.д. В память врезались слова Александра Минакова, что война в Южной Осетии изменила его взгляд на западную журналистику: «Никогда раньше правда не искажалась на все 100%», - имея в виду сюжет CNN, где показывали кадры обстрела «Градами» Южной Осетии, снятые RT, и выдавали их за кадры бомбардировок Грузии Россией. И еще запомнились слова Самолетова о том, что ни в одном из своих сюжетов он не врал, всегда оставался честен и перед зрителем, и перед самим собой. Мне бы тоже хотелось так сказать и после двадцатилетнего журналистского опыта, и после пятидесятилетнего. Ведь самое главное - это влюбленность в свою работу, и мудрость быть профессионалом. Конечно, журналистика это сложная профессия, и всегда есть люди, согласные писать ложь, но это уже не журналистика, а потребительское отношении к профессии. А на курсах «Бастион» нас учили не только выживать в экстремальных условиях, но и оставаться мастерами своего дела, выполняя задание редакции, и не подставляя окружающих под пули.
Жизнь в режиме постоянного экстрима приводит к тому, что это становится обыденностью, а это приводит к понижению чувства опасности и, в конечном итоге, может закончиться чем-то нехорошим. Для югоосетинских журналистов «Бастион» стал школой если и не жизни - в жизни мы проходили и не такое - то школой повышения своего мастерства и профессионализма. А ради этого можно было и заложником побыть, и по минному полю пройти.


Лана Парастаева
Алабино-Цхинвал

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest