Молодежь как носитель нравственных устоев народа

чт, 14/10/2010 - 10:56
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Сегодня перед Республикой Южная Осетия стоит много проблем, имеющих важное значение как для настоящего, так и будущего нашего народа, ее национальной политики, определяющей место и роль осетинского народа в современной цивилизации, укрепляющей идеологию.
Наша задача - соблюдать и бороться за нравственные устои народа, хранить и развивать национальные обычаи, культуру, поднять на новый, прогрессивный уровень такую важную сферу, как образование, стать государством с высоким научным и техническим потенциалом.

Хочу привести слова известного осетинского ученого Т.Гаглоева: "Образование - такой же серьезный фактор национальной безопасности, как военная и экономическая безопасность страны". Когда речь идет о существовании государства, главнейшими вопросами становятся вопросы науки и образования. Потому нам следует проводить реформы, которые должны быть полезными и с моральной точки зрения, способными развивать наше молодое государство.
И как тут не вспомнить один из заветов наших мудрых предков, который гласит: "Познай самого себя, знай, что ты гость на земле, родителей уважай, управляй самим собой, трудом приобретай состояние, людей старшего возраста уважай, младшего возраста наставляй, знай, уважай и люби свой язык, будь готов умереть за Отечество".
Говоря о судьбе родного языка, нельзя забывать, что нация, которая не знает своего языка, лишена определяющего эту нацию атрибута. Осетинский язык является фактически реликтом индоевропейской группы языков, у него есть широкие возможности передачи состояния человека.
Конечно, педагоги-предметники прилагают значительные усилия для улучшения изучения осетинского языка учащейся молодежью, тем не менее, во всех образовательных учреждениях, начиная с детских садов и заканчивая вузами, надо усилить работу по усвоению лексики родного языка. Как это ни парадоксально звучит, но мы начинаем забывать исконно осетинские слова и вместо них в обыденной речи употребляем русские, грузинские, кабардинские, ингушские и чуть ли не арабские слова.
Нам срочно надо решить вопрос учебников по осетинскому языку и литературе, с учетом их соответствия программам и методике преподавания. Определенная работа ведется Министерством образования, науки и молодежной политики совместно с ЮОНИИ.
Очень серьезное внимание необходимо уделять вопросам традиционных обычаев и обрядов (свадебные и похоронные обряды, отношение к святилищам и другое). Недавно в Цхинвале проводился II Международный фестиваль документального кино "Золотой барс". Приехали гости из Москвы, Финляндии, Сербии. По окончании фестиваля они выразили желание увидеть культурные и исторические памятники Южной Осетии. Гости побывали в Тирском монастыре. По дороге к монастырю они провели маленький субботник у родника, у подножия святилища под названием Святой Абель. Мне стало не по себе, когда весь мусор ими был собран в два больших полиэтиленовых пакета и выставлен у дороги. Вот такое отношение у нас к святилищам! К сожалению таких примеров много!
Важное значение имеет решение проблем сохранения и развития исторического и культурного наследия, увязываемого с дальнейшей активизацией процессов экономического, научного и культурного сотрудничества с народами Кавказа и всей Российской Федерации.
Считаю одной из основных задач, стоящих перед нашим народом, обеспечение преемственности нашими поколениями обязательного постулата - оберегать нашу историю и культуру, но... сегодня большая часть молодого поколения не обращает внимания на нормы поведения этики и другие составляющие осетинскости.
Осетинский народ всегда славился своей нравственностью и отвагой. Сегодня наша законодательная база в наших собственных руках, именно нашему поколению нужно подготовить базу для завтрашней жизни, и от того, как мы научим наших младших, на какой путь поставим их, будет в будущем зависеть положение и состояние нашей страны, нашей республики.
В советское время большое внимание уделялось младшему поколению, которое принимало активное участие в различных организациях: октябрятских, пионерских, комсомольских.
Сейчас этих организаций нет, и молодежь остается невовлеченной в общественную жизнь. Поэтому среди нас получили т.н. "прописку" такие понятия, как алкоголь, наркотики, проституция.
В том, что это происходит среди подрастающего поколения, есть вина и старших. Многие девушки в непристойном виде появляются в обществе, постыдно себя ведут. Где в этих случаях родители и старшие в семье с их воспитательными функциями?
Осетинский народ правила этикета (æгъдау) оберегал как зеницу ока и передавал подрастающему поколению как общенародное достояние, как сокровище. Нам не надо все время кивать в сторону учителей, педагогов. Да, они несут очень большую нагрузку в деле воспитания молодого поколения, но каждый родитель должен отвечать за своих детей, должен их обучать правилам поведения как дома, так и в обществе.
Надо в корне менять воспитательную работу среди молодежи. Мы должны вернуть уважение к старшим, к женщине. Это должно быть у нас в крови, в сердце.
Я думаю, нам необходимо срочно открывать спортивные секции разного профиля при всех учебных заведениях, во дворах жилых домов, кружки национальных танцев и национальных песен, кружки молодых хозяек и другое.
Надо вернуть наше молодое поколение к учебе и работе.
Необходимо составить единый план действий против алкоголизма, наркомании и проституции на уровне Министерства образования, науки и молодежной политики, Министерства здравоохранения, Комитета по физкультуре и спорту, Международного общественного движения Высший Совет осетинского народа ("Стыр Ныхас"), служителей церкви, духовенства.
Нужна большая, кропотливая работа, чтобы собрать вокруг себя представителей молодежи, вести с ними беседы по осетинскому этикету (нормам поведения), об отношении к родному языку, который надо любить как родную мать, ведь и Коста, и Вассо говорили на этом языке. Ведь и мифические нарты, сидя за одним столом с небожителями, говорили по-осетински. Молодежь должна понять: без языка нет нации.
В Осетии около 700 фамилий. Если каждая фамилия будет придерживаться норм, которые соответствуют осетинскому æгъдау, это будет уже успех всей Осетии. Это будет наша объединяющая сила, которая нам так необходима для будущности нашего народа. И ещё. Мы не должны умалять вину старших за их бездействие. Почему мы, по праву гордясь лучшими своими представителями, не чувствуем вины за тех, кто позорит не только фамилию, но и улицу, село, города в целом? Почему наши старшие не занимаются воспитанием тех, кто оказался вовлечен в алкоголизм, наркоманию, проституцию? Почему не помогают их родителям, которые, возможно, сами уже просто бессильны перед своими детьми? Думаю, что в решении проблем, о которых я сказал выше, в какой-то степени может помочь внятная молодежная политика. Пагубное влияние на молодежь оказывают и сцены насилия на телеэкране, убийства, слишком откровенные сцены, распитие алкоголя и многое другое.
Хочу привлечь внимание к строкам, которые были оставлены посмертно российской императрицей Екатериной II. Они не были прочитаны до её смерти.
"Никогда Вселенная не производила человека более мужественного, положительного, откровенного, гуманного, доброжелательного, великодушного, нежели скиф-осетин. Ни один человек (другой расы) не сравнится с ним в правильности, красоте его лица, в свежести его кожи, в ширине его плеч, строении и росте; у него длинные волосы, он по природе далек от всякой хитрости и притворства; его прямодушие и честность защищают его от пороков. Нет ни одного пехотинца, моряка, земледельца, равных ему. Ни один человек не питает такой сильной жалости к своим детям и близким, как он; у него врожденная уступчивость по отношению к родителям и старшим. Он быстр, точен в повиновении и вере".
Нам надо с чего-то начинать, и мы не имеем права выжидать, что кто-то за нас будет решать наши проблемы.
- Первым долгом предлагаю открыть курс лекции на телевидении по проблемам молодежи с привлечением, как старейшин, так и наших видных представителей культуры, науки, спорта, здравоохранения и т.д.;
- Открыть во всех учебных заведениях в обязательном порядке курсы по изучению традиционных обрядов и обычаев, с изучением основополагающих принципов, правил поведения, этикета (æгъдау);
- Открыть в образовательных учреждениях курсы "молодой хозяйки";
- Продумать вопрос создания детских и молодежных организаций;
- Открыть во всех учебных заведениях кружки национальных танцев и пения; народных промыслов с практическим привлечением старшеклассников;
- Возобновить работу уроков труда в общеобразовательных учебных заведениях;
- Возобновить преподавание начальной военной подготовки (НВП) в старших классах школ и в ССУЗ-ах - не путать с основами безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Роберт ГАГЛОЙТИ, председатель Юго-Осетинского отделения Международного движения Высший Совет осетин ("Стыр Ныхас"), заслуженный деятель науки РЮО

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest