Россия как фактор глобальной безопасности

чт, 14/10/2010 - 11:01
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

10 октября в Киргизии состоялись выборы в высший законодательный орган этой республики. Предполагалось, что успешное проведение выборов позволит преодолеть последствия недавних междоусобиц в стране. Однако пестрый состав политических сил, прошедших в парламент Киргизии, победа партии "Ата-журт", которую считают близкой к свергнутому президенту Бакиеву, создают почву для будущих раздоров. Как отмечают аналитики, в Киргизии нет откровенно антироссийских партий, как нет и открыто проамериканских или антиамериканских. В политической сфере налицо полная "каша", достаточно сказать, что в выборах приняло участие 29 партий. Все они так или иначе вынуждены считаться с тем, что Киргизия по факту серьезно зависит от России. Согласно социологическим опросам, 76 процентов населения страны считает Россию главным стратегическим партнером, с которым надо выстраивать самые тесные отношения. Правда, как это часто бывает на постсоветском пространстве, мнение большинства граждан может очень сильно расходиться с предпочтениями представителей правящей элиты.

Ситуация в парламенте при любых результатах выборов будет нестабильной. Новая конституция Киргизии позволяет депутатам переходить из фракции во фракцию без потери мандата. А это значит, что в скором времени после выборов в парламенте возможны новые альянсы и серьезная перегруппировка сил. Поспешные заявления Барака Обамы о "светлой победе" демократии в Киргизии при поддержке США, так же, как его обещания помогать развитию демократических процессов в стране, показывают, что США не собираются просто так уходить из Киргизии после свержения их ставленника Бакиева, что по примеру той же самой Украины и Грузии означает лишь обострение внутриполитической борьбы. Чем это чревато в Киргизии - известно всем.

Все это ставит новые задачи перед Россией и созданной ею ОДКБ. Россия, пожалуй, единственный геополитический игрок, заинтересованный в сохранении стабильности в регионе Центральной Азии. Трагические события в Киргизии показали, что Россия является важнейшим фактором региональной безопасности. Именно поддержка со стороны России помогла временному правительству Киргизии локализовать беспорядки на юге страны. В то же время киргизский кризис поставил вопрос о необходимости внесения изменений в устав ОДКБ, дабы организация могла оперативнее реагировать на возникающие вызовы региональной безопасности. Собственно, обсуждение этого вопроса было одним из пунктов повестки неформального саммита ОДКБ в Армении. Как отметил Дмитрий Медведев, в связи с июньскими событиями в Киргизии в устав ОДКБ будут внесены поправки.

"Уроки событий в Киргизии подталкивают нас к тому, чтобы сделать механизм более эффективным. Что для этого требуется? Требуется воля государств. Эта воля была проявлена. Мы договорились, что к декабрю будут подготовлены предложения по изменению документов - тех документов, уставных документов ОДКБ, которые служат основой для нашей деятельности в регионе. Это необходимо для того, чтобы в ОДКБ появились более эффективные институты, может быть, с расширенными полномочиями. Конечно, такие решения принимаются консенсусом, но, тем не менее, все понимают, что в ряде случаев организация должна действовать эффективнее и быстрее", - подчеркнул Медведев.

Роль России как фактора региональной стабильности на постсоветском пространстве резко возросла после успешного проведения операции по принуждению к миру в августе 2008 года. В этом смысле с полным основанием можно считать августовские события в Южной Осетии определяющей вехой во внешней политике России за период, прошедший после развала Советского Союза. Разгромив агрессора, Россия тем самым не допустила превращения всего Кавказа в зону нестабильности с последующей цепной реакцией. Как отметил в одном из своих выступлений Дмитрий Медведев, если бы агрессия Грузии не была отражена, это привело бы к радикальному изменению современного миропорядка. "Если бы мы тогда отказались от того, чтобы помочь, если бы мы тогда поступили иначе, наша страна была бы другой, и мир бы был другим", - подчеркнул Президент России.

Руководство Российской Федерации окончательно убедилось в том, что националистические режимы не внемлют призывам отказаться от силовых решений существующих конфликтов. Поэтому Москва активизировала свои усилия по предотвращению перехода замороженных конфликтов в "горячую" фазу. К мерам превентивной дипломатии можно отнести последние визиты президента Медведева в Армению и Азербайджан, с заключением соглашения о продлении пребывания базы ВС РФ в Армении до 2044 года. Как отметил по итогам переговоров Дмитрий Медведев, он лично, и российские дипломаты продолжат работу по укреплению мира на Кавказе, в том числе, по урегулированию ситуации вокруг Нагорного Карабаха. "Мне не стыдно за работу, которую Россия и я лично веду. Эта работа будет продолжена, несмотря на трудности и на избыточную эмоциональность, которая возникает. Для России очень важно, чтобы в регионе был мир. Мы бы хотели, чтобы конфликты 2008 и начала 90-х годов на Кавказе и в Закавказье не повторялись. Задача России как крупнейшего государства в регионе, самого мощного государства в смысле оборонных возможностей, заключается в поддержании мира и правопорядка", - констатировал российский лидер.

Таким образом, можно констатировать объективную тенденцию, когда усиление влияния России сопровождается укреплением стабильности и безопасности на постсоветском пространстве. Время, когда теоретики либерализма беззубо призывали всех и вся к миру, на практике осуществляя сдачу национальных интересов России, прошло безвозвратно. Стабильность по периметру российских границ - самых протяженных в мире, напрямую зависит от наращивания военно-политических и дипломатических усилий РФ. Соглашение о продлении срока пребывания российской базы в Армении вполне вписывается в процесс укрепления позиций России на Кавказе и обеспечение безопасности региона, став крупным новым элементом в общей обстановке на всем Южном Кавказе, наряду с российскими базами в Южной Осетии и Абхазии.

С точки зрения регионального контекста это означает, что Россия исключает возможности решения карабахской проблемы силовыми средствами. С точки зрения геополитики, речь идет об изменении баланса сил в регионе в пользу России таким образом, чтобы иметь возможность оказывать серьезное воздействие и на развитие событий в некоторых сопредельных странах в регионе Ближнего Востока. За тот период, когда Россия фактически была вытеснена из Закавказья и боролась с терроризмом на Северном Кавказе, ни Соединенные Штаты, ни Западная Европа не смогли обеспечить стабильность в регионе. За это время Грузия совершила несколько открытых агрессий против Южной Осетии и Абхазии при поддержке Запада. Продолжая поддерживать реваншистские намерения режима Саакашвили, США и их союзники фактически способствуют дестабилизации ситуации на Кавказе. В противовес этому России необходимо дальнейшее укрепление позиций как на Кавказе, так и в Средней Азии.

Помимо укрепления региональной безопасности Россия активно занимается решением вопросов, касающихся глобальной безопасности, формирования новых, более эффективных механизмов обеспечения международной и региональной безопасности. Значителен вклад РФ в международное миротворчество, в частности, российские миротворцы участвуют в операциях на Ближнем Востоке, в различных регионах Африки, в Косово, Восточном Тиморе, Гаити. Российские вертолетные подразделения развернуты в составе Миссии ООН в Судане, в Чаде и ЦАР. Россия оказывает весомую материально-техническую и транспортную поддержку миротворческим операциям ООН, осуществляет подготовку гражданских полицейских из различных регионов. Кроме того, Россия ежегодно выделяет 2 миллиона долларов в Фонд по миростроительству.

Важнейший акцент во внешней политике России за последние годы делается на формировании новой архитектуры международной безопасности, системы коллективной безопасности, формулировании принципов многополярного мира. Еще летом 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев выступил с предложением обеспечить такой механизм поддержания мира в Европе, чтобы ни одно государство или международная организация не имели монополии на обеспечение безопасности. Российский проект Договора о европейской безопасности был опубликован на официальном сайте Президента РФ 29 ноября 2009 года.

По его словам, в настоящее время безопасность в Европе является "фрагментарной", поскольку какие-то страны связывают свою безопасность с НАТО, какие-то с Евросоюзом, какие-то - с другими блоками. Эту тему руководство РФ и представители МИД неоднократно поднимали и в последующем, однако со стороны Запада встречных шагов пока не наблюдается. Более того, как заявил в пятницу генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, НАТО не видит необходимости в создании по российской инициативе новой структуры безопасности в Европе. "Позиция НАТО предельно ясна: мы не видим никакой необходимости в новых документах и новых юридически обязательных к выполнению договоров", - сказал Расмуссен.

Понятно, что североатлантический альянс не хочет ограничивать себя в вероятных военно-политических акциях.

Параллельно российская дипломатия осуществляет работу по разработке единых принципов разрешения существующих конфликтов. В частности, как заявил на заседании Совета Безопасности ООН в конце сентября глава МИД РФ Сергей Лавров, первый и главный вывод исходя из опыта урегулирования кризисных ситуаций состоит в том, что современные конфликты не имеют силовых решений, их следует искать прежде всего в политико-дипломатической плоскости через вовлечение всех сторон в диалог и переговоры, без изоляции кого бы то ни было. "К чему приводит односторонний разрыв согласованных миротворческих форматов и упование на силу - мы все убедились в августе 2008 года", - подчеркнул глава внешнеполитического ведомства России.

Юрий ВАЗАГОВ,
газета "Южная Осетия"

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest