Спасение утопающих - дело рук самих утопающих?
Умышленно поставив знак вопроса в конце расхожего мнения, мы получили риторический вопрос, вполне приемлемый для сути изложенных ниже размышлений, навеянных множеством вопросов, которые ставит сама жизнь.
В нашей редакционной почте немало обращений граждан РЮО, вопрошающих о том, каким образом возможно компенсировать затраты на дорогостоящее лечение, убытки от утраты имущества из-за пожара, лавины, ливня или других стихийных бедствий? Постановка таких вопросов вполне логична. Ведь в основном законе нашего государства Конституции Республики Южная Осетия в числе ключевых прописаны такие приоритеты, как забота о жизни и здоровье людей, собственности граждан…
Вспомнились недавние трагические события в России, обусловленные масштабными лесными пожарами, повлекшие гибель и травмирование сотен людей, лишение крова и имущества тысяч граждан. Российскому руководству хватило политической воли принять решение об оказании всемерной помощи погорельцам. Хватило и средств на то, чтобы на пепелищах были оперативно отстроены новые дома, объекты социального назначения и жизнеобеспечения.
А случись подобная беда в наших краях, пусть даже это коснется одной семьи, одного человека. Ведь никто не застрахован от несчастного случая, от утраты имущества вследствие стихийного бедствия. В какие инстанции, к кому обращаться пострадавшему?
Мы обратились с просьбой прокомментировать такую гипотетическую ситуацию Министра РЮО по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Анатолия Бибилова.
"Действительно, - отметил министр - территория нашей республики расположена, преимущественно, в горной зоне, подвержена рискам возникновения самых разных чрезвычайных ситуаций природного характера. Как во всякой горной стране у нас возможны землетрясения, случаются оползни и камнепады, снежные лавины и селевые сходы, катастрофические паводки и другие опасные погодные явления. Есть у нас предпосылки и для возникновения ЧС техногенного характера. Достаточно упомянуть прошлогоднюю тревожную ситуацию, вызванную опасностью переполнения и прорыва Зонкарского водохранилища.
Все это чревато непредсказуемым по масштабам ущербом для имущества граждан, для транспортной и коммунальной инфраструктуры. Несомненно, ликвидация последствий ЧС всегда ложится тяжким бременем на государство, его бюджет.
Но во всем цивилизованном мире уже давно львиную долю компенсации ущерба от подобных рисков берут на себя страховые компании. Поэтому, безусловно, нам необходимо культивировать у себя культуру страхования жизни, здоровья и имущества граждан, опасных производственных объектов, развивать институты страховой деятельности".
Справедливо. Но для этого нужна соответствующая законодательная база. В Парламенте РЮО нам сообщили, что закон о страховой деятельности в республике до настоящего времени не принят. Это, конечно же, серьезный "пробел" в республиканском законодательстве. Однако, безвыходных ситуаций не бывает. Ведь, согласно решению Верховного Совета РЮО от 29 января 1992 года, в случае отсутствия какого-либо республиканского законодательного акта (того самого "пробела"), органы исполнительной власти могут действовать по аналогии с соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вряд ли можно усомниться в том, что вопросы ликвидации последствий стихийных бедствий, и, в частности, компенсации нанесенного гражданам ущерба, актуальны и злободневны настолько, что республиканскому Парламенту в первую очередь следует позаботиться над разработкой и принятием наших собственных законов о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и о страховой деятельности.
Анатолий Бибилов в беседе с нами заострил внимание еще на одном аспекте деятельности вверенного ему министерства: "Если (не приведи Господь!) при выполнении служебных обязанностей получит увечье или погибнет пожарный, спасатель, то, несомненно, возникает вопрос об оказании материальной помощи его семье. В бюджете МЧС РЮО таких средств не предусмотрено, придется их изыскивать в республиканской, невеликой, казне.
И здесь, опять-таки, возникает вопрос обязательного страхования сотрудников, чья профессиональная деятельность сопряжена с высокой степенью риска для жизни и здоровья. И, уж если мы обязаны действовать по аналогии с российским законодательством, то средства на эти цели должны обязательно предусматриваться в республиканском бюджете. Иначе налицо нонсенс: защитой жизни, здоровья, имущества граждан занимаются люди, сами никак государством не защищенные!".
Впрочем, это касается не только пожарных, спасателей, но и сотрудников других республиканских силовых структур: МВД, Минобороны. С предложением страховать жизнь и здоровье сотрудников силовых структур и техники выступил на последнем заседании Правительства Республики Южная Осетия министр обороны РЮО Валерий Яхновец.
Председатель Правительства Вадим Бровцев отметил, что этот вопрос целесообразно решать путем заключения договоров с российскими страховыми фондами.
"Нужно договариваться с российскими страховыми фондами. Если переговоры будут безуспешными, этот вопрос нужно решать за счет бюджетных средств", - отметил Бровцев.
Российское законодательство строго предписывает обязательное страхование этой категории государственных служащих.
Возвращаясь к заголовку этого материала, возвращаемся и к необходимости разработки и принятия республиканского закона о страховой деятельности. Лишь тогда декларированное конституционное право каждого гражданина на охрану жизни, здоровья, имущества обретет, наконец, зримое подспорье государственной заботы.
Что касается экономической составляющей, то можно с полной уверенностью утверждать, что страхование - неизменный элемент экономически развитого общества. Во всяком случае, в странах с рыночным хозяйством страховая деятельность является важной отраслью бизнеса, а также сферой функционирования государства. Достаточно вспомнить недавнюю реформу по введению обязательного медицинского страхования, проведенную в США, инициированную президентом Б.Обамой. На эту акцию были затрачены сотни миллиардов долларов из федерального бюджета, но нет оснований сомневаться, что эти средства, так или иначе, окупятся сторицей. Ведь здоровье каждого индивида, физическое здоровье общества - важнейшая категория наряду с материальным и финансовым элементами экономики.
Развитие системы страхования в Республике - насущная проблема, и нет оснований сомневаться в том, что ее становление и развитие должны стать одной из первоочередных задач руководства страны.
газета "Южная Осетия"