Интервью с директором научно-исследовательского института Робертом Гаглойти
- Каковы результаты научной деятельности коллектива ЮОНИИ за прошедший год?
- С удовлетворением отмечу, что за прошедший год группа сотрудников Юго-Осетинского научно-исследовательского института была удостоена премии им. К.Хетагурова, в частности, работники отдела языка за подготовку 4-томного издания "Толкового словаря осетинского языка". Первый том Толкового словаря издан, второй находится в производстве в издательстве "Наука" в Москве, а остальные два готовятся к печати. По имеющейся информации, вероятно, второй том мы получим до конца первого квартала 2011 г. И, кстати, хочу подчеркнуть: работа над этим фундаментальным трудом велась более сорока лет в стенах ЮОНИИ. Определенную помощь в наборе и корректировке текстов нам оказали Владикавказский научный центр РАН.
Премии им. К.Хетагурова за работу "Аланика-Георгика" был удостоен и заведующий отдела истории ЮОНИИ Юрий Гаглойти. Такую же премию получил научный сотрудник отдела литературы Мелитон Казиты.
В целом 2010 год для коллектива ЮОНИИ был достаточно насыщенным. В течение года сотрудники института принимали участие в международных и республиканских конференциях, прошедших в Цхинвале, Владикавказе, Сухуме, Нальчике, Махачкале, Новосибирске, Софии и Вашингтоне. Сотрудники института внесли весомый вклад и в разработку Программы развития осетинского языка. Помимо этого, издан ряд монографий по истории, археологии, осетинскому языку и литературе. Был подготовлен текст топонимов и гидронимов Южной Осетии. Очень активная работа ведется старшим научным сотрудником отдела языка, ученым секретарем ЮОНИИ Зоей Битаровой по подготовке к изданию учебных пособий и учебников для детских садов и младших классов общеобразовательных школ. В этой работе принимают участие и ряд молодых лингвистов института, а также специалисты осетинского языка Министерства образования. Считаю, такое начинание можно только приветствовать. Ведь язык является одним из основополагающих аспектов национальной идеи.
В целом круг научной деятельности ЮОНИИ весьма широк, несмотря на все препоны и трудности, югоосетинская наука постепенно набирает обороты.
- Что принес 2010 год в плане решения основных проблем ЮОНИИ? Увеличено ли финансирование науки в бюджете на 2011 год?
- Одна из основных проблем ЮОНИИ - нехватка молодых кадров, причем не просто кадров, а людей, желающих действительно заниматься наукой. До сих пор нет нормальных условия для работы. Несмотря на то, что институту были перечислены финансовые средства, нам были навязаны условия, при которых ЮОНИИ не имеет права расходовать выделенные ему же средства. Нас заставили выделенные Правительством финансовые средства на частичный ремонт здания, актового зала, замены системы отопления перечислить в Комитет по госзакупкам. А скажите, когда руководитель не имеет возможности контролировать расходование финансов, выделенных его организации, о какой хорошо выполненной подрядчиками работе можно говорить?
В институте, помимо ремонта актового зала, должна быть приведена в полную готовность система отопления и заменена электропроводка. Определенные работы были проведены, но и здесь вскоре выявились существенные недоделки. Кроме того, требуется ремонт всех внутренних помещений, кабинетов и фойе. Институт, пострадавший, как во время известных событий последних 20 лет, так и в августе 2008 года, не внесен в реестр ремонтируемых зданий, хотя он получил серьезные повреждения в результате танковых и ракетных обстрелов. Думаю, пока будет строиться обещанный Академгородок, необходимо провести элементарные работы в здании ЮОНИИ, чтобы его сотрудники смогли вести научную работу в нормальных условиях. Для того, чтобы наше государство отвечало всем основополагающим международным критериям, в нем должны развиваться все сферы жизни общества, среди которых важное место занимает наука. Определенное небольшое увеличение финансирования было произведено, но мы, пожалуй, по-прежнему остаемся единственным научным учреждением на Кавказе, которое, в течение 22 лет не имеет ведомственного автотранспорта. Столько же времени институт лишен централизованного отопления.
- На какие научные направления институту следует обращать внимание на сегодняшнем этапе, с учетом актуальных задач развития республики?
- В числе намеченных планов института - продолжение работы по вопросам древней и новой истории, археологии, этнологии, осетинскому языку и литературе. В области осетинской литературы планируется провести работу над подготовкой 3 и 4 томов "Истории осетинской литературы". Близится к завершению и работа над 3-м томом Толкового словаря осетинского языка.
На данном этапе экономисты ЮОНИИ занимаются вопросами развития сельского хозяйства и промышленности республики. Учитывая сегодняшние реалии, нам хотелось бы открыть в ЮОНИИ отдел природных ресурсов, где бы работали специалисты по геологии, экологии и гидронимике. Кстати, такой отдел функционировал в 30-40-е годы прошлого столетия в институте, но впоследствии, почему-то был закрыт.
Важное значение имеет открытие в ЮОНИИ и издательско-полиграфического отдела. При наличии такого отдела, во-первых, многие вопросы, связанные с бюрократической волокитой прохождения научных работ от авторов до типографии, были бы сняты. Во-вторых, у нас была бы возможность оперативно знакомить общественность с "продуктом" нашего производства. В свое время институт направил письмо в Правительство РЮО с просьбой об открытии издательско-полиграфического отдела, но мы не получили даже ответа на свою просьбу. А ведь положительное решение данного вопроса способствовало бы популяризации научных направлений, о которых я сказал выше.
Институт считает необходимым открытие Центра археологических и этнологических исследований при Правительстве РЮО. Это должно быть связано со структурой будущей Академии Наук РЮО, как одной из ее составляющих. Намерены проработать с ректором ЮОГУ вопрос об открытии кафедры археологии, что, думаю, послужит положительным стимулом в деле углубленного изучения основ древней истории родного края студентами исторического факультета. И возможно заинтересует определенную часть студенчества при выборе профессии.
Предложений у нас много, но без помощи чиновников, отвечающих за сферы образования, культуры, экологии, геологии и других направлений, нам, судя по сегодняшнему положению дел, вряд ли удастся своевременно решить проблемы ЮОНИИ.
Сегодня стало модным участвовать в различных проектах, в том числе международного характера и получать гранты. В большинстве случаев для многих людей участие в проектах сводится только к получению денег, при этом не придают значения выполнению проектных требований. Примеров тому достаточно много. Некоторые ученые воспользовались тем, что появилась возможность реализации сов-местных с Российской Федерацией проектов и "ударились" во все мыслимые и немыслимые темы, которые не только не имеют никакого отношения к проблемам Южной Осетии, но и по сути своей не актуальны на современном этапе.
В данном случае я не имею в виду югоосетинских ученых, которые, кстати, почему-то в течение 3 лет не удостоились возможности выиграть даже один злосчастный грант по реализации проектов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Хотя нами был направлен соответствующий пакет документов, согласованный с Министерством образования РЮО.
- Какие позитивные результаты сотрудничества с научными центрами Российской Федерации и, в частности, Северной Осетии Вы можете назвать?
- Юго-осетинский научно-исследовательский институт тесно сотрудничает с рядом научных учреждений РФ, в частности, как с институтами субъектов России, так и с научными учреждениями в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. С прошлого года мы установили контакты с некоторыми учреждениями научного и образовательного профиля США и Болгарии - с Русским научным центром и Русским университетом и другими. Не могу не отметить отношения, сложившиеся у ЮОНИИ с Североосетинским институтом гуманитарных и социальных отношений, с которым у института заключен договор о сотрудничестве. Югоосетинские ученые имеют доступ к архивным материалам этого института. Надеемся на помощь при проведении археологических изыскательских работ и института истории и археологии при СОГУ. Хочется отметить и Владикавказский научный центр (ВНЦ) РАН и Правительства РСО-А. Коллектив центра, при непосредственном участии его председателя Анатолия Кусраева, за все годы сотрудничества, помогает не только советами и консультациями, но иногда решает и некоторые проблемы ЮОНИИ практически.
В течение ряда лет (до конца 2010 года), несколько сотрудников нашего института по совместительству являлись и работниками отдела культурной антропологии южных осетин ВНЦ. Большую помощь от Владикавказского научного центра мы получили и при подготовке к печати 1 и 2 томов Толкового словаря осетинского языка. Надеемся на положительный ответ от института археологии и института Востоковедения АН РФ, куда недавно ЮОНИИ были отправлены письма с просьбой о сотрудничестве.
Дружеские отношения у нас сложились и с Абхазским институтом гуманитарных исследований. У ЮОНИИ заключен договор о сотрудничестве. У нас особые условия, постконфликтного синдрома в частности. И в этой связи хотелось бы отметить: для нас, на данном этапе и в дальнейшем, сотрудничество не только с разными учреждениями научно-образовательной сферы севера Осетии, но и научными центрами разных стран принесет возможность ускорения не только интеграционных процессов, но и установления, посредством науки, многосторонних отношений с разными странами.
- Есть ли какие-нибудь планы археологических раскопок на территории Южной Осетии?
- Планы грандиозные, но есть много проблем, препятствующих их осуществлению. В первую очередь это касается нехватки кадров. Энтузиастов-неспециалистов у нас достаточно, но нет топографов, препараторов, антропологов, географов, почвоведов, лаборантов по палеонтологии и остеологии. Я перечислил часть профессий, которые должны быть задействованы в археологических изысканиях, не говоря уже о химиках и математиках с их радиоуглеродной методикой определения возраста древних находок. Институт намеревается провести археологические изыскания в Дзауском и Цхинвальском районах Южной Осетии с приглашением специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Владикавказа и Сухума. Пункты я не указываю, так как и у нас в республике появились так называемые "черные археологи". Археологические памятники уже известны и те объекты, которые подлежат выявлению, ждут исследователей. Мы направили ряд писем в различные организации Российской Федерации с предложением о проведении совместных археологических раскопок, в том числе в Институт Археологии АН РФ, в Абхазский Институт гуманитарных исследований им. Гулиа, Государственный исторический музей в городе Москве.
Рассматривается вопрос и об открытии на территории Южной Осетии на постоянной основе археологической базы Института археологии АН РФ. Надеемся, что в работе примут активное участие сотрудники Североосетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. Абаева и Североосетинского института Истории и Археологии при СОГУ.
Обсуждается вопрос налаживания тесных контактов с Государственным Эрмитажем.
И еще: пользуясь случаем, хочется поздравить моих коллег с их профессиональным праздником. Пожелать им крепкого здоровья, новых открытий. Да сопутствует вам всем Фортуна.
Алла Гергаулова