Судьба каждого человека неразрывно связана с историей страны, в которой он проживает. Слушая рассказ о жизни Сони Тураевны Кабисовой - нашей современницы - одной из сотен жителей Южной Осетии, потерявших в одночасье все свое имущество в огне Пятидневной августовской войны, нельзя не удивиться тому, как много пришлось пережить этой хрупкой женщине. В свои 87 лет, несмотря ни на что, она сохранила оптимизм, а лицо ее светится доброй улыбкой и жизнелюбием.
ДЕТСТВО
Кабисова Соня Тураевна родилась в 1924 году в селе Сохта Дзауского района, в семье плотника, у которого было 16 детей - 9 сестер и 7 братьев. Во время геноцида 20-х гг., когда Соня еще не появилась на белый свет, ее отец вынужден был бежать из деревни с четырьмя малолетними детьми. Грузины сожгли тогда всю их деревню. Отец и мать вместе с другими жителями села решились бежать в Северную Осетию через сложнейший горный хребет - Зикарский перевал. Так как только там можно было надеяться на спасение и приют. Однако двое из детей не перенесли столь трудный путь и умерли в дороге.
Когда в 1922 году Тура вернулся в родное село, его взору предстали пепелища домов без каких-либо признаков жизни. Но Тура со своей женой не пали духом, они начали строить новый дом, воспитывать детей. Жизнь продолжалась. Семья жила не богато, но счастливо. Всё свое время, проводили в труде и заботе о младших. Кабисовы завели скот, пахали землю. Дети тоже не оставались в стороне, с раннего детства их приучали к труду.
Природа в этих местах настолько щедра и богата, что дети росли здоровыми и счастливыми. По утрам они бегали босиком по росе, под нежными лучами высокогорного солнца, днем собирали лесные ягоды и пили парное молоко. Вот так они и росли, не зная горестей и болезней.
Училась Соня Тураевна в начальной школе в селе Сохта. Отметим, что осетинский язык изучали в то время на латинице, и все делопроизводство велось на латинице. Однако счастливое детство быстро закончилось, грянула Великая Отечественная война.
ВОЕННАЯ ЮНОСТЬ
В это время Соня Кабисова поступила в Сталинирский медтехникум. В 1942 году успешно окончила его. В годы Великой Отечественной войны, в средней школе № 2 города Цхинвала открылся военный госпиталь. Соня вместе с другими студентками медтехникума начала работать медсестрой, ухаживала за ранеными.
"Помню, как во время войны в Цхинвал приехал первый поезд. Он привез раненых из Сталинграда. Весь город встречал его. Мы работали круглые сутки, стараясь хоть чем-нибудь помочь раненым фронтовикам", - рассказывает Соня Тураевна.
Спустя некоторое время девушку отправили работать счетоводом в Арцеуский колхоз. Время шло, Соня вышла замуж за Александра Валиева. Позже он тоже добровольцем ушел на войну. Однако всему приходит конец, и после Великой Отечественной войны они вновь вернулись к мирной жизни.
"Начали привозить в Цхинвал стройматериалы из разных городов Советского Союза. На наших заводах всегда хватало рабочей силы и кадров. Поэтому все они работали активно", - вспоминает Соня Тураевна.
В 1949 году С.Кабисова начала работать в госбанке г. Цхинвал. За время работы здесь получила звание - младший советник финансовой службы первого ранга ГССР. В 1965 году Соня перешла на работу в детский сад санитарного типа старшей медсестрой. Здесь она проработала 27 лет.
На 65-летие Победы в Великой Отечественной войне Соня Кабисова награждена Указом Президента РФ Дмитрия Медведева от 4 марта 2009 года юбилейной медалью "65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.". От имени Президента Российской Федерации ей также была вручена медаль за доблестный труд, получила поздравительные телеграммы от Дмитрия Медведева и Валентины Матвиенко, которые бережно хранит.
ПЯТИДНЕВНАЯ ВОЙНА
Последние двадцать лет нашей борьбы за независимость и все предыдущие годы Соня Кабисова проживает в Цхинвале с детьми и внуками. Когда мы спросили бабушку Соню о 8 августа 2008 года, на лицо ее словно упала тень, и она начала вспоминать:
- В тот злосчастный вечер я, как и все жители Цхинвала, встревоженные общей нестабильной обстановкой, смотрела телевизор. Выслушала выступление М.Саакашвили и, успокоившись, рано легла спать. Но страшный грохот нарушил мой сон. В 11:30 ч. мне пришлось спуститься в подвал, другого выхода не было, я даже не успела захватить документы. Решила переждать обстрел в подвале до утра. Но вот уже за окном светает, а грохот всё не умолкал. Не знаю, сколько времени прошло. Вдруг в подвал ко мне неожиданно заглянул корреспондент Первого канала Антон Степаненко: "Бабушка, ты жива?" - спросил он. "Да, да", - ответила я.
После того как он ушел, примерно через полчаса в мой дом попал снаряд и пламя вскоре охватило весь дом. Я пыталась выбраться наружу с подвала, но на меня начали сверху падать какие-то горящие предметы. К счастью, прибежал наш сосед и помог мне выбраться", - говорит Соня Тураевна.
К тому времени подоспел на машине ее внук Томас. Он доставил Соню Кабисову в больницу. Врачи установили у бабушки множество ожогов третьей степени.
"В подвале больницы не было ни воды, ни еды, большое количество раненых, кругом грязь и следы крови. Я была удивлена мужеством наших врачей, работавших в таких условиях. Со всех сторон больница обстреливалась, иной раз даже не могли из машин занести больных внутрь больницы", - с ужасом вспоминает она.
Только десятого числа появилась возможность Соню Тураевну эвакуировать в город Владикавказ для дальнейшего лечения. Ее вывезли из горящего Цхинвала вместе со всеми остальными ранеными.
"Когда я вернулась в Цхинвал, я не могла поверить своим глазам: мой дом сгорел дотла… В своем огороде, где я проводила большую часть дня, я обнаружила пару пустых бутылок "Боржоми" и несколько полных. Значит, грузины были тут… пронеслось у меня в голове", - рассказывает бабушка.
В настоящее время Соня Кабисова живет у своих дочерей. Прошло время и начались восстановительные работы. Как радовалась Соня Тураевна, когда она узнала, что ее дом - в числе самых первых из строящихся в городе.
"В городе одним из первых заложили фундамент нашего сгоревшего дома, расположенного по ул. Пушкина, 29. По договору его должны были сдать 20 декабря 2009 г. под ключ. Но и до сих пор дом не сдан. Пошел уже третий год, но строительно-восстановительные работы еще не завершены. Я обращалась в разные инстанции, в том числе 16 июля 2010 г. обратилась к Председателю Правительства Южной Осетии Вадиму Бровцеву. Мне ответили, что процесс восстановления начнется 18 августа 2010 г. и строительство нашего дома будет завершено в октябре 2010 г.
До сих пор я все еще жду. Дом вроде бы возвели, но объект не завершен. И мы не можем в него въехать. Не подвели коммуникации, есть много других недоделок. Мне бы хотелось, чтобы соответствующая комиссия посмотрела, в каком состоянии находится наш дом. Я потеряла нажитое за всю жизнь имущество, и никакую гуманитарную помощь не получала, хочу, тем не менее, подчеркнуть, что благодарна России за то, что они признали нашу республику, и оказали нашему народу такую огромную поддержку", - говорит Соня Тураевна.
Зарина Кокоева