Пожар, уничтоживший несколько лет назад реквизит, костюмы, бесценные декорации и великолепное старинное здание Юго-Осетинского Государственного драматического театра имени Коста Хетагурова, стал для нас настоящим национальным бедствием. Безжалостный огонь оставил актеров без сцены и, фактически, родного дома. Для культурного пространства Южной Осетии время разделилось на "до" и "после" пожара. Уже через год стало понятно, что прочная прежде связка "театр-зритель" с каждым днем становится все более хрупкой, все менее осязаемой.
Несколько спектаклей в месяц в наспех оборудованном под театр здании, редкие гастроли по городам России, попытки создать репертуар эту связку уже не могли сохранить. Привычные прежде аншлаги и традиционные семейные походы жителей республики в храм Мельпомены все больше стали уходить в область воспоминаний. Старели и покидали этот мир чудесные актеры и актрисы - любимцы и кумиры публики, уезжали в другие театры или навсегда уходили из профессии молодые дарования.
Еще один сокрушительный удар по культурному пространству Южной Осетии был нанесен в августе 2008 г. - Дом культуры профсоюзов, приютивший труппу после пожара, сильно пострадал во время грузинской агрессии. К счастью, пусть не сразу, но помещение было отремонтировано и оборудовано. Именно здесь чудом уцелевшей после всех тяжких испытаний труппе предстоит теперь восстанавливать славные традиции Югоосетинского драматического театра накануне его 80-летнего юбилея, возродить национальное достояние, вновь привлечь сюда зрителя.
Чуть более года прошло с тех пор, как у актеров театра появились почти настоящая сцена, зал Дома профсоюзов, крошечные гримерные, костюмерный цех и проч. Недавно репертуар пополнился еще одним спектаклем "Кто виноват?" ("Чи у аххосджын?") по пьесе осетинского драматурга Царая Хамицаева в постановке начинающего режиссера, заслуженной артистки РСО-Алания Фатимы Качмазовой. Для стажера отделения драматургии и режиссуры Российской академии дополнительной подготовки работников искусства, культуры и туризма этот спектакль является дипломной работой, которую вскоре она представит на суд государственной экзаменационной комиссии вместе со своим руководителем - народным артистом РФ, профессором Л.Е. Хейфиц.
На премьере, вернее на втором премьерном спектакле, зрителей было уже больше, хотя из 270 посадочных мест треть все же пустовала. Что поделаешь, время и обстоятельства не щадят никого и ничего, особенно если речь идет о взаимоотношениях, в данном случае, "театр-зритель", основанных на доверии и привычке. Но с самого начала представления все же возникла та неповторимая атмосфера волшебства живого общения, которая присуща только театру. И после спектакля зрители расходились нехотя, словно хотели запомнить этот момент соприкосновения с искусством, словно не до конца осознавали, что, как в старые добрые времена, они только что присутствовали на премьере в родном театре, увидели на сцене знакомых и новых актеров. Многие говорили о том, что на следующее представление надо непременно позвать знакомых, соседей, особенно тех, у кого дети - подростки, либо уже взрослые, но пока не состоявшиеся в жизни чада, настолько актуальной показалась им история из жизни современных соотечественников.
Отчего один сын у респектабельных, благополучных родителей получился порядочным, приличным человеком, а другой стал вором, а потом и виновником гибели собственного брата, когда и почему Вадим (актер Дмитрий Парастаев) отвернулся от родителей и брата, стал членом банды грабителей и убийц? Как предательство и ложь родителей рушат судьбы их детей и кто во всем этом виноват? На эти сложнейшие вопросы пьесы приходится отвечать режиссеру и артистам. Надо признать, что некоторые актерские работы вполне удались. Весьма органичен в роли мужа-альфонса Сослан Джиоев, а Фатима Тадтаева очень убедительна в образе легкомысленной стареющей, беспринципной кокотки. Вполне справился с ролью главного героя, а скорее антигероя, Дмитрий Парастаев.
Драматург выстроил сюжет таким образом, что развязка его становится понятной зрителю только к середине 2-го, т.е. последнего акта, интрига сохраняется вплоть до трагической развязки. И когда все герои пьесы, разделившись на маленькие группы близких родственников, застывают в скорбных позах, как будто не до конца осознавая весь ужас произошедшего, в зрительном зале несколько долгих минут наступает молчание - сопереживание. И лишь потом аплодисменты, цветы, все, что, собственно, и должно происходить после каждого спектакля.
В премьерный вечер на представлении было много молодых людей и старшеклассников. Их реакция, их неподдельный интерес ко всему, что происходит на сцене, их искренние аплодисменты, пожалуй, самое главное подтверждение тому, что спектакль все-таки состоялся и понравился. Ведь плача и смеясь вместе с артистами, зритель приходит к решению важных для себя внутренних вопросов, изменяясь сам и меняя мир вокруг себя, через сопереживание и соучастие он получает уроки нравственного воспитания. В театре человек проживает еще одну жизнь - жизнь героев…
Начинающему режиссеру помогли североосетинские коллеги. Прежде всего, сам автор пьесы Царай Хамицаев и композитор, директор филармонии РСО-Алания Ацамаз Макоев, подарившие свои произведения братскому театру. Интересные, оригинальные решения и находки художника-декоратора сцены Мадины Санакоевой в стиле минимализма, которые очень органично трансформируются, перенося зрителя из одного места действия в другое, что называется, "легким движением руки", легко вплетаются в живую ткань спектакля.
Строгий театральный критик или просто театрал непременно обратил бы внимание и на некоторую скованность актеров, особенно молодых, и на то, что не все актеры и актрисы справились со своей задачей и другие недостатки, недоработки. Но мы не будем чересчур строги, мы ведь помним и знаем, что все последние годы Югоосетинский драматический театр не жил, а выживал, и только сейчас начал выходить из глубокого обморочного состояния. И нынешняя работа Фатимы Качмазовой сделана не ради демонстрации московским педагогам. Этот спектакль, на наш взгляд, существенный шаг к возрождению славных традиций и мастерства труппы драматического театра имени великого Коста. И возвращению зрителя, пока сюда, в Дом Совпрофа, а в недалеком будущем - в настоящий, восставший из пепла Храм Искусства.
Ирина Дамбегти