О своей работе и дальнейших творческих планах корреспонденту ИА «Рес» рассказал известный осетинский художник, заслуженный художник Южной Осетии, кавалер Ордена Дружбы РЮО, член Международного художественного фонда Михаил Кулумбегов.
- Что Вам больше всего нравится в Вашей профессии и почему?
- Больше всего мне в моей профессии нравится то, что она дает мне возможность быть свободным. Мне очень нравится, что я могу свои чувства и впечатления об окружающем мире и увиденном свободно выражать на холсте. Что я могу сам планировать распорядок своего дня, работать, когда у меня есть вдохновение, и самому выбирать, над чем работать.
- Когда к Вам пришло признание, и как Вы к этому отнеслись?
- Я пока не считаю, что ко мне пришло признание. Того, что меня многие знают, и мои работы находятся в частных коллекциях России, Китая, США, Германии, Японии, Италии и Франции, я думаю, недостаточно. Мне очень нравится высказывание ныне покойного актера Тихонова. Когда его спросили о том, хороший ли он актер, и нравится ли ему быть заслуженным актером России, он ответил: «Я делаю то, что люблю делать. А какой я актер, и что я заслужил, это пусть народ оценит». Это самые верные слова. На мой взгляд, если художник будет слишком думать о славе, это может негативно сказаться на его творчестве. А художник, пока он жив, должен полностью сосредоточиться на своем творчестве. Он должен работать, творить и творить, и неустанно стремиться к совершенству. К большинству всемирно известных европейских художников признание пришло после их смерти, и сейчас их работами восхищается весь мир.
- Расскажите, как Вы стали членом Международного художественного фонда?
- Я напечатал свои каталоги, и в 2007 году галерея ИрАрт организовала мою персональную выставку «Московская Сюита» в Центральном доме художника.
Председателю галереи Георгию Гобозову и другим организаторам выставки понравились мои работы, и они попросили меня написать здание их организации, а точнее – Международный художественный фонд (МХФ) в Денежном переулке.
Я написал с натуры их здание, и после этого Владимир Бойко, главный фотограф МХФ, предложил поместить мою работу на обложку их каталога «Реализм 21 века России». Сама работа была подарена председателю МХФ, а я получил от них предложение стать членом Международного художественного фонда. Я согласился. Но для меня это не главное – быть членом какой-либо известной творческой организации. Я повторяю, для меня главное – работать, чтоб реализоваться творчески, творить и стремиться к совершенству.
- Какая из Ваших работ Вам нравится больше других?
- Если честно, я еще не написал ту работу, которая бы мне понравилась больше всех. Я к этому все еще стремлюсь, может быть, у меня получится, а может, и нет. Но я буду стараться. Бывает, что по первым впечатлениям мне нравится моя работа, а потом оказывается, что это все-таки не то, что я хочу. Так что у меня пока нет любимой работы.
- У Вас бывают периоды творческого кризиса?
- У меня таких периодов не бывает, и я благодарен Богу за это.
- От чего Вы получаете вдохновение для написания картин?
- Если я утром проснулся, я уже счастливый человек. Я получаю вдохновение от всего прекрасного, что меня окружает. Например, источником вдохновения для меня служит погода. Любая погода дается сверху, и мы должны подстраиваться под нее. Я считаю, что всякая погода по-своему хороша, и поэтому меня вдохновляет любая погода, и я иду писать. Каждое утро и вечер я хожу на этюды. Меня вдохновляет общение с хорошими людьми. Думаю, что художник должен брать вдохновение от всего прекрасного, что его окружает.
- Кто из художников является для Вас образцом для подражания?
- Клод Моне и Амедео Модильяни. Вот они являются для меня образцом для подражания. Вообще мой самый любимый художник – Клод Моне. Его пейзажи до сих пор меня сводят с ума. Я безмерно восхищаюсь его искусством.
- Какому стилю живописи Вы отдаете предпочтение и почему?
- Импрессионизму. Я очень люблю выражать на холсте свои впечатления от окружающего мира и обстановки, которые появляются на мгновения. Я все делаю на одном дыхании. Когда я пишу картину на улице, а потом, придя домой, дотронусь до нее снова кисточкой или сделаю лишний мазок, то все, картина умирает. Потому что она была написана за какие-то минуты, когда я был на мгновения под влиянием определенных впечатлений и эмоций. Поэтому после написания картины я ее повторно не трогаю. Я ее переворачиваю и не смотрю на нее какое-то время. А потом, перевернув картину, думаю, хорошо, что не тронул. Вот поэтому меня больше привлекает импрессионизм.
- Может ли, на Ваш взгляд, художник добиться больших успехов без профессионального образования, или оно ему необходимо?
- Может. Потому что были художники, которые не имели профессионального образования, но добивались больших успехов. Если человек ходит на выставки, смотрит работы известных мастеров, разбирает их и анализирует, серьезно работает над собой, то это может очень много дать.
- Вы планировали поездить по европейским городам, и у Вас был план написать «Города Европы». Как осуществляется этот план?
- Осуществление этого плана пока, к сожалению, затягивается ввиду ряда объективных причин. Но я непременно буду очень стараться осуществить этот план. Чтобы написать города Европы, надо какое-то время пожить в Европе, чтоб немного узнать ее изнутри. Когда я писал Москву, то сначала у меня не получалось. А когда прочувствовал ее, то все стало получаться. Мне сначала надо прочувствовать европейские города, чтоб появились впечатления, а потом писать картины.
- В Московском государственном социальном университете есть студия живописи, где Вы занимаетесь преподавательской деятельностью. Расскажите об этом.
- Одиннадцать лет назад я случайно познакомился с одним человеком, который купил у меня картины и подарил их ректору Российского государственного социального университета (РГСУ). Ректору картины очень понравились, и он предложил мне открыть в РГСУ студию скульптуры, живописи и рисунка. Этой студии уже 11 лет. Очень много студентов со всех факультетов РГСУ, которые желают заниматься искусством, ходят на мои занятия. Среди них есть немало очень талантливых студентов. Каждый год там бывает по 2-3 настоящих таланта. Я им даже посоветовал поменять свою будущую профессию и пойти поступить в Художественную академию. Но, к сожалению, им это сделать не разрешают родители, они хотят, чтоб их дети продолжали учебу в РГСУ, а талант пропадает. Все же трое поступили в Художественную академию. Я очень рад, что могу обучать других и делиться с ними своими знаниями и опытом. К 9 мая я организовал для своих учеников выставку. Хотя они и не профессионалы, но выставка была хорошей.
- Хотели бы Вы провести мастер-класс для молодых югоосетинских художников?
- Я очень хочу и планирую провести для молодых югоосетинских художников не один, а серию мастер-классов, забрать их на природу, поработать с ними.
- Какой совет Вы бы дали начинающим художникам?
- Надо определиться, хочешь ли ты стать настоящим художником или нет. Нет ничего невозможного. И если решил, что хочешь стать художником, то надо непрестанно упорно работать над собой. Придется отказаться от многих удовольствий. Потому что художник не должен думать ни о чем постороннем. Он должен самозабвенно работать, стремиться к совершенству и добиваться своей цели. В нашей профессии залог успеха – это 90 процентов упорного труда, и только 10 процентов таланта.
Гугули Валиев