Представьте, что вы сейчас на (ихнем) Диком Западе, где-нибудь в Техасе. Помните ковбоев в вестернах, этаких героев-наездников в замшевой экипировке верхом на лошади, пропитанных пылью, с потрескавшимися губами, обветренным лицом, глаза с прищуром, то ли от пыли, то ли от солнца, в шляпах и с повязанными-платками на лице... До меня только сейчас дошло предназначение этих платков, когда настал черед и нам надевать марлевые повязки-респираторы. Спустя сто пятьдесят лет, картина повторяется, только в качестве обязательного признака цивилизации машины вместо лошадок. И хотя живем мы вроде не в пустыне, да и Дикий Запад остался в прошлом, в нашем городе, некогда очень чистом и опрятном, зеленом и цветущем, свободно вдохнуть можно лишь в неуютный, холодный, дождливый день.
Безусловно, придет время, и мы вдохнем еще полной грудью наш воздух, такой свежий и в какой-то мере вкусный, как дышалось прежде, хотя бы до начала всех этих коммуникационных работ. Многого ли мы хотим? Отнюдь. Всего лишь того, что издревле принадлежало этому городу: чистоты воздуха, воды и первозданности окружающей природы. А вдохнув этот воздух, даст Бог, мы и сознание свое, слегка затуманенное – очистим, сбросим всю накопившуюся за эти двадцать лет тяжесть, и начнем новый отсчет времени, отсчет возрождения и процветания, вернув нашей столице красоту, при которой росли наши деды, отцы и те, кому повезло увидеть и не забыть еще тот истинный мирный Цхинвал. Вопрос только когда это будет? Ведь, кажется, что этим работам конца края не видно…
Изначально материал был посвящен проблеме уличной строительной пыли, с которой мы ежедневно поневоле и без всякого желания тесно соприкасаемся от носочков туфель и до самой макушки. Все это еще не так страшно, благо помыться и обувь почистить все-таки можно, главное, чтобы вода была. Но вот как очистить наши легкие? Никакого пылесоса для них пока что не изобрели, по-видимому, необходимости такой не было. Казалось бы, что такое пыль, мельчайшая частица, песчинка, однако из одной песчинки могут разрастись целые песчаные дюны, смотря откуда подует ветер. Народ наш трудно упрекнуть в отсутствии терпения, его у нас в достатке, хоть отбавляй, в угоду капризам, которые и вовсе отсутствуют. К тому же народ наш не обделен и чувством понимания. Люди с надеждой на лучшее, с пониманием и терпением относятся к раскопанным дорогам, грязи, несмотря на усталость от ежедневной канализационной вони, нескончаемых траншей и импровизированных мостиков, по которым едва можно пройти без опаски. Вдобавок столько пыли, сколько, наверное, за всю жизнь не надышались, и, увы, видимо, еще предстоит. «Радуйтесь, что живете не в Фукусиме, а здесь», – заметил «добрый» товарищ – представитель Южной Дирекции. Да уж, спасибо, что с Хиросимой не сравнил.
По воле случая, в мае месяце, мне довелось присутствовать на одном из Штаб-заседаний водоканальных и водопроводных сетей города, с позволения председателя заседания мэра города Г.Г. Хугаева. Помимо проблем, касающихся работ по замене водоканальных труб обсуждалась также обстановка вокруг санитарно-эпидемиологической ситуации в городе. Мне не удалось обойти стороной некоторые существенные моменты этого заседания и посвятить данный материал исключительно одной проблеме пыли, так как все это взаимосвязано. (Для непосвященных – заказчиками проекта являемся мы, т.е. наше Правительство, исполнителями же по проекту уже пресловутая… Южная Дирекция.)
Попытаюсь вкратце (насколько это возможно) изложить свой взгляд на вышеупомянутое заседание со стороны обывателя (дилетанта), оставшегося под впечатлением. В ходе заседания были выявлены нарушения, которые имели самый серьезный и неприемлемый характер. В частности, установка канализационных колодцев не соответствовала технологическим требованиям правил установки данных объектов. На некоторых участках колодцы оказались не на должной глубине, некоторые колодцы смещены, установлены на разных уровнях, нарушена гидроизоляция. И все это уже забетонировано. Как справедливо отметил глава столицы, объекты, с подобного рода нарушениями приняты не будут. Только в надлежащем виде, с соблюдением всех правил технологических норм. Смею надеяться так оно и будет, поскольку было решено, что все вышеперечисленные, возникающие ошибки и нарушения будут устраняться за счет исполнителей заказанных работ. Кроме того, как оказалось, в процессе работ в проект вносились изменения без уведомления и согласования с нашей стороной – заказчиков самого проекта. В частности, о подмене песчано-гравийного грунта, на местный выкапываемый грунт, который засыпался обратно в траншеи вместе с валунами, кусками асфальта, камнями и прочим мусором. По прошествии некоторого времени, господа из Южной Дирекции то ли для чистки совести, то ли для галочки, все же подсыпали тот самый песчано-гравийный грунт, который и был изначально прописан в проекте, правда, весьма избирательно на некоторых участках. Думаю многие заметили разницу между грунтом, требуемым по проекту, и тем, что был прежде. Пыль под первым не так разносится как прежде.
Надо сказать, что ни на одно замечание со стороны наших инженеров и наблюдателей не было ни одного конкретного вразумительного объяснения. Напротив, все приобретало неизменно поучительный тон, возникало ощущение глухой стены, достучаться просто не было шансов. Может, в одно ухо «строители» и впускали информацию, но на лицах большими буквами светилась надпись: «Скорей бы свалить с этого скучного урока»! К тому же, казалось, все слова были заранее заготовлены. К примеру, вместо ответа последовал выпад в сторону наших наблюдателей. Упрекнув их в неграмотном подходе к решению проблем, было рассказано о перечне необходимых действий для конструктивного подхода к решению проблем: «Следует вносить замечания в журнал производства работ, после в письменном виде или в виде устного замечания в штабе перечислить какие нарушения на какой улице производятся. Когда это происходит, нарушения устраняются в самые кратчайшие определенные сроки. Устранялись и будут устраняться!» Хм-м, Вам бы молотком по гвоздям стучать с этаким запалом, а не по людским мозгам! И вместо размашистых речей, как правильно формулировать замечания и фиксировать нарушения, лучше бы не доводили до конкретных грубых технологических нарушений в той же системе канализаций и т.д. Создается впечатление, что рабочие либо намеренно нарушают технологию производимой работы, либо у них нет определенной квалификации и как специалисты они профнепригодны. Иначе, каким образом могло возникнуть такое количество нарушений? Только новички и стажеры могут допустить столь грубые ошибки. При этом неизвестно, почему подрядчики не видят этих ошибок своевременно, допускают их неоднократно, а на замечания наших инженеров никак не реагируют. Почему вообще допускается такое халатное отношение к работе, или мы полигон для практикантов Южной Дирекции?
Понятное дело, что система дала сбой, она не работает. И, возможно, чтобы не приходилось устранять не единичные, а чуть ли не повальные серьезные нарушения, стоило бы вернуться к источнику этой разрушительной цепочки, этих многочисленных погрешностей, искать первопричину этих последствий. Вот это действительно профессиональный конструктивный подход к делу, на котором так настаивал на собрании господин П.А. Хутиев, представляющий Южную Дирекцию. Хм, кажется, вот и докопались до первоисточника всех бед.
Ну а пока среди нас, простых смертных, встречаются люди с удивительной, на мой взгляд, способностью не пачкать свою обувь ни в дождь, ни в слякоть, и даже пылинка не смеет тронуть эти вызывающе сияющие в своей недосягаемости туфли. Скрепя сердце уймем наше самолюбие, большинство из нас не обладает таким талантом, зато мы и с грязью, и с пылью на ты! Глядя на количество пыли, оседаемой на нашей обуви, страшно подумать, что может твориться в наших легких, в легких наших детей, пока еще растущих неокрепших организмов. Пыль может оказаться источником заражения инфекционных болезней, таких как туберкулез. Туберкулезная палочка очень устойчива и легко передаваема как воздушно-капельным путем, так и через пыль. Я уже не говорю об аллергиках, для которых пыль является одной из основных причин осложнений. И это далеко не все болезни, которые могут возникнуть, благодаря длительному вдыханию такого вот «воздуха». Выход в нашем случае один, надевайте марлевые повязки! Не стоит надеяться на – «авось повезет», «пронесет», «со мной точно ничего не случится». В полной мере от вдыхания пыли повязки, конечно, не защищают, но все же гораздо безопаснее дышать через нее.
P.S. Хочется еще обратиться лично к любителям «пускать пыль глаза» в чудесный солнечный денек. По всей вероятности в детстве их мало водили на авто-аттракционы. Школу автогонщиков бы нам, уверена, желающие не перевелись бы. На нынешних дорогах, разумеется, куда более преимущественно ездить на четырех колесах, но не забывайте, что родились вы не в машине, и деды ваши, и родители, и все вы по ту сторону лобового стекла ходили пешком и дышали воздухом мимо проезжающих машин. Из-под колес вашей необъезженной лошадки пыль столбом как в песчаную бурю, а ведь совсем рядышком ходят люди, и они рады бы не по колено в грязь ходить и пылью дышать. И спасибо тем, кто еще видит людей за своими затемненными стеклами, но еще незатемненными душами…
Матиса Цхурбати
Юго-осетинская газета «Республика»