История - увлекательная и познавательная наука. Значимость изучения ее в том, что без знаний прошлого человек не может понять настоящее и предвидеть будущее. Причем каждый (подчеркнуто мною - Г.Р.) должен знать историю своей Родины, своего народа, стремиться сохранить и такие важные сферы, как язык, литература, в целом быть носителем и распространителем национальной культуры в самом широком ее понимании, включая материальную и духовную аспекты. Ведь не зря древние называли историю "наставницей жизни".
Значение памятников материальной и духовной культуры трудно переоценить, т.к. в них воплощено изучение наследия прошедших поколений, имеющего исключительное значение в создании древнейшей, древней и средневековой истории Южной Осетии.
Под воздействием времени, природных катаклизмов и, что самое интересное, людей, много памятников истории, археологии и этнологии разрушено и пришло в негодность как исторический источник. Не хочется приводить примеры из нашей новейшей истории, но… и мы не избежали этой участи.
При строительно-восстанови-тельных работах абсолютно проигнорированы ведомства и организации, которые непосредственно должны были принимать активное участие при составлении программы как восстановления разрушенных объектов в республике, так и ведения вновь намеченных строительных работ и проведения новых коммуникационных линий (канализация, водопровод, газ, ЛЭП и т.д.), уничтожены памятники эпохи камня в районе строительства Московского микрорайона и т.д. Речь идет о Министерстве культуры, в структуре которого функционирует отдел охраны памятников истории и культуры, и Юго-Осетинском научно-исследовательском институте им. З.Н.Ванеева (ЮОНИИ), имеющем непосредственное отношение к вышеозначенным вопросам.
В советское время без разрешения ЮОНИИ ни одна работа, связанная с землеустройством и землепользованием, в том числе в городе и в районах, не могла быть проведена. К большому сожалению, на сегодня все строительные работы в республике проводятся с нарушениями "Закона об охране и использовании памятников истории и культуры". Почему руководителями строительных организаций нами же принятый закон игнорируется? Никому не дозволено по своему усмотрению, в личных интересах и по чьему-то указанию разрабатывать земельные участки без оглядки на сохранение наших ценностных положений материальной (как артефактов, так и неартефактов) и духовной культуры, уничтожать наши исторические реликвии. Как опять не вспомнить выражение А.С.Пушкина: "…Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим… одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия…".
Не могу не высказать своего недоумения, возмущения, сожаления и чувства глубокой горечи в связи с нерешенным вопросом функционирования государственного музея краеведения, - строительства нового здания музея или выделения какого-то здания с последующей реставрацией и ремонтом.
Ведь не секрет, что и у нас появились т.н. "черные археологи", которые используя современные металлодетекторы, находят артефакты (предметы), и стараются их продавать за пределами республики, вплоть до Санкт-Петербурга и Москвы. Так называемым "любителям" старины привожу слова великого Гете: "Не трогайте далекой страны! Вам не сломить ее семи печатей…".
Наш музей мог бы эти предметы приобретать, но… его фактически нет. Сотрудники музея краеведения стараются поддерживать работу, но у них нет условий и возможности думать о новых поступлениях, так как их негде хранить и не на что приобретать! Учитывая, что у нас и организации, и ведомства, так же, как и вуз, в единственном числе, следовало бы тем, кого это касается, подумать, что решая таким образом судьбоносные, национального масштаба вопросы, мы вместо прогресса столкнемся даже уже не с регрессом, а коллапсом!
Я уже не говорю о судьбе здания нашего драматического театра. Кажется, мы постоянно скатываемся к бездуховности. Неужели все вопросы должны ставиться Президентом РЮО Э.Кокойты и им же самим и решаться?
Какая же роль тогда отводится Правительству, обществу в целом, законодательному органу - Парламенту? Что у нас творится в городе в связи с проведением коммуникационных линий? Уму непостижимо! Работы опять-таки ведутся без согласования с ЮОНИИ им.З.Н.Ванеева и Министерством культуры. То тут, то там прослеживаются признаки наличия археологических памятников (ул. Гафеза, Квайсинская, Осетинская, Октябрьская, Московский микрорайон и т.д.). А ведь до начала таких масштабных работ надо было хотя бы поставить нас в известность. Это не прихоть, а обязательное условие для ненарушения законодательства республики. До каких пор мы будем в роли сторонних наблюдателей при уничтожении наших же памятников истории и культуры?
Наша общая задача - сохранить памятники народной старины для сегодняшнего и будущих поколений. Акцентация на этом выводе представляется уместной потому, что при том положении, в котором мы находимся в свете поднятых выше проблем, очень трудно будет утверждать и приводить факты, отвечающие на вопрос: кто мы, откуда мы, носителями каких культур являемся, какое отношение осетинский народ имеет к кобано-тлийцам, скифам, сарматам, аланам? Мы не имеем права не быть в ряду тех народов, история которых исчисляется тысячелетиями. Ведь когда скифы (наши отдаленные предки!) впервые появились на мировой арене (VIII век до н.э.!), кроме государства Урарту (IX в. до н.э.) на Кавказе и к северу от него у древних авторов не упоминается ни одно государственное образование. У нас пока что нет данных о том, какое письменное образование по организационным формам составили носители кобано-тлийской культурой (предшественники скифов!), как оно могло называться? Вопросов много, но их надо раскрывать. Для этого крайне необходимо возобновить работы археологического и этнологического характера, которые масштабно не велись в Южной Осетии с 1990 года!
Мы должны обратить пристальное внимание на все сферы жизнедеятельности, особенно на образование и науку. Я имею в виду многоспектральность нужд научной сферы, в том числе и бытовые условия работы научных сотрудников. Им необходима, хотя бы морально-психологическая поддержка, чтобы у некоторых людей, занимающих ту или иную должность (кстати, не должность украшает и характеризует человека) не возникало вопросов о целесообразности вообще функционирования такой государственной сферы, как наука. Нет государства без образования и науки, науки, у которой, я уверен, в Южной Осетии большая будущность, при том не только по гуманитарным, но и техническим и точным направлениям.
Роберт ГАГЛОЙТИ, директор ЮОНИИ им.З.Н.Ванеева, заслуженный деятель науки РЮО
(продолжение следует)