Недавно в Дзауском районе Южной Осетии велись археологические раскопки, в ходе которых обнаружены предметы старины. Масштабные археологические раскопки на нашей территории не проводились за последние годы, поэтому данный факт привлек внимание общественности, которая надеется на возрождение археологии в республике. О ходе раскопок мы попросили рассказать директора НИИ им. З. Ванеева, археолога Роберта Гаглойти.
- Роберт Хазбиевич, расскажите подробнее о раскопках и о том, что было найдено?
- По взаимной договоренности с Институтом археологии АН РФ, в июне-июле 2011 г. в Южную Осетию прибыли сотрудники означенного института Александр Скаков и Алексей Амкаев из РСО-Алания, а также преподаватель Братиславского университета (Словакия) Анита Козубова. В работе разведочной археологической экспедиции приняли участие доктор исторических наук, профессор Р.Г. Дзаттиаты, заведующий отделом археологии СОИГСИ им. В.И. Абаева, доктор исторических наук, профессор А.А. Туаллагов. С юго-осетинской стороны были задействованы Р.Х. Гаглойти - директор ЮОНИИ им. З.Н.Ванеева, сотрудники отдела археологии и этнологии И. Маргиев, И. Парастаева, Г. Цховребов.
Впервые за период с 1990 г. по 2011 г. у нас выдалась возможность возобновления археологических изысканий в Южной Осетии. Хочется поблагодарить Правительство РЮО, Министерство образования, науки и молодежной политики, которые способствовали тому, чтобы Международная археологическая экспедиция провела работы разведочного характера. Особо хочется поблагодарить главу Администрации президента РЮО А.А.Гаглоева за его практическую помощь в приеме и гостей, и прекрасного человека-водителя Сергея Кочиева, услугами которого мы пользовались во время проведения ознакомительно-разведочной работы в Цхинвальском и в Знаурском районах.
Был обнаружен ряд памятников материальной культуры. Я, конечно же, не называю их местонахождение, так как знаю, что и в Южной Осетии появились т.н. "черные археологи", и вряд ли они упустят такой "благоприятный" момент, если узнают, где надо искать.
У нас есть материалы, которые характерны для эпохи бронзы, античности и средневековья. Что касается Дзауского района, здесь велись работы у села Сба. Были обнаружены погребения к северу от села. В древности под могильник был использован один из боковых скатов-гребней, спускающихся к Сба с запада.
По предварительному анализу вещественных материалов можно констатировать, что мы обнаружили погребения VI-VIII вв.н.э., выложенные со всех четырех сторон каменными плитами. Инвентарь весьма скуден, но судя по найденным предметам и фрагментам керамики, означенная датировка вряд ли в дальнейшем будет изменена.
- В СМИ прошла информация о том, что ведутся раскопки и на кургане у села Тбет. Обнаружены ли какие-нибудь предметы старины?
- Что касается т.н. Тбеты-гора, то с давних пор, с 50-х годов XX века, у нас возрос интерес к историческим памятникам разных периодов, разных типов и форм. Тбеты-гора привлек внимание не только своим расположением, но и тем, что это искусственная, рукотворная насыпь, которая, судя по материалам, найденным нами, была использована в средневековое время под городище. В этом году усилиями Международной археологической экспедиции, о которой я говорил выше, на ней были проведены археологические разведочные изыскания. Было разбито 2 раскопа. Обнаружены более 1 тысячи фрагментов керамики (части венчиков сосудов, горловин, ручек, туков и поддонов) в основном средневекового периода (XIV-XVII вв. н.э.), но среди них наличествуют и фрагменты керамики эпохи бронзы и античности. Собран также остеологический (костные останки животных) материал, обмазки от стен жилищ, фрагменты каменных зернотерок и т.д. Все это будет проанализировано и найдет место в отчете о работе.
- В прошлом году по ул. Октябрьская в Цхинвале был обнаружен древний кувшин, который, естественно, представляет собой ценность. Какие меры принимаются по сохранению этого кувшина?
- В результате работ, связанных с ремонтом и заменой коммуникационных сетей были разрушены десятки памятников древности, мы неоднократно об этом информировали через СМИ, но никакой реакции не последовало. Строители обязаны были соблюдать законы РЮО, в частности "Об охране и использованию памятников культуры и истории РЮО". Еще раз повторюсь - никто не имеет права начинать земляные работы, связанные с изменением ландшафта, без согласования с Министерством культуры РЮО и Юго-Осетинским НИИ. Это касается и проведения новых коммуникационных линий, и благоустройства дорог, и строительства микрорайона "Московский", проведения ремонтно-строительных работ в старом городе в Цхинвале и др.
Факт, что в отдельных районах города строителями обнаружены и в большинстве случаев разрушены памятники древности, иногда при случайных обстоятельствах. Некоторые предметы, как означенный вами глиняный кувшин (быркуы) для жидкости, были подняты на поверхность. Учитывая отсутствие здания музея, где можно было бы складировать находки, мы вынуждены просто-напросто заниматься только фиксацией факта находки предметов такого характера.
А глиняный кувшин с ул. Октябрьская не может быть, как вы выразились, древним кувшином. С точки зрения археологов - это XVII-XVIII века н.э.
- Какие раскопки планируется еще провести на территории республики?
- На территории нашей республики сотни памятников археологии, до которых еще не дошла лопата специалистов, причем самых разнообразных и разнотипных (начиная с эпохи камня и до зрелого средневековья). На данном этапе будем продолжать разведочные работы в Дзауском (по определенным выше причинам места мы не называем) и Цхинвальском (Ачабет, Курта, Дзарцъем) районах. Визуальная разведка была проведена и в окрестностях родины отца нашего известного ученого-лингвиста Васо Абаева - Абайтыхъæу. Собранные данные будут способствовать проведению стационарных археологических работ с участием специалистов Ближнего и Дальнего зарубежья, и, в первую очередь, с представителями научных учреждений Северной Осетии и Института археологии АН Российской Федерации.
В перспективе - привлечение к археологическим изысканиям специалистов из Абхазии. Кстати, с Абхазским институтом гуманитарных исследований им. Д. Гулиа у нас есть договор о взаимном сотрудничестве, в том числе и участие в совместных экспедициях.
Интересной может быть и работа у с.Къуылыхтыхъау, где были найдены предметы эпохи поздней бронзы X-IX вв.до н.э. Было бы очень важно обнаружить погребение, которое оказалось бы частью кобанской культуры.
Надо сказать, что мы постарались сдвинуть с мертвой точки археологические изыскания в Южной Осетии. У нас большие надежды на то, что работы 2012 года дадут нам очень интересный материал по многим историческим периодам. Надеемся, что к 2012 г. мы сможем закупить все необходимое экспедиционное оборудование и инвентарь, которых, к сожалению, у нас к началу работ не было. Почему? Это уже другой вопрос. Трудно разговаривать с людьми, имеющими отношение к выделению финансов, которые не могут отличить ведение археологических, этнологических или других экспедиций, от выпуска научной литературы.
Если бы было больше доверия к руководителям учреждений и организаций, к местным кадрам, я уверяю всех, не было бы таких грубых финансовых нарушений. Например, на ремонт здания ЮОНИИ было выделено около 7 млн. 300 тыс. рублей. Но нам четко было сказано перечислить часть денег в Комитет по закупкам, а часть денег в Комитет по снабжению. Мы вынуждены были отправить сотрудников (т.к. невозможно работать) в досрочные отпуска. Если бы финансы, которые были выделены на ремонт здания ЮОНИИ были на счету института, я вас уверяю, все работы давным-давно были бы завершены.
Алена Казиева