В рамках объявленного в Южной Осетии года Махарбека Туганова в Республике проводятся мероприятия, посвященные творческому наследию великого Мастера, главным событием среди которых, безусловно, стала организация персональной выставки части его работ в Цхинвале. Организаторами столь значимой акции выступило Министерство культуры РЮО совместно с художественной галереей «Арвырон». Об этом важном событии в культурной жизни нашего общества и о дальнейшем местонахождении экспонированных шедевров Гения в ходе короткой беседы мы поговорили с куратором по изобразительному искусству Министерства культуры РЮО, директором художественной галереи «Арвырон» Джульеттой Цховребовой.
– Все работы, все полотна Махарбека Туганова, которые до начала грузинской агрессии были в музее Южной Осетии, в начале 90-х были вывезены в Северную Осетию, в Музей краеведения, для сохранности. В прошлом году они вместе с другими работами Мастера, находящимися в музеях Владикавказа, были вывезены в Москву, где проходила выставка работ Махарбека Туганова и Сосланбека Едзиева. Ну а в нынешнем году, в год юбилея Гения, Министерством культуры РЮО было принято решение об организации выставки работ Туганова в Цхинвале. Это было крайне трудно, перевозке картин предшествовала огромная работа, но в итоге картины, спустя годы вновь оказались в Цхинвале, там, где они, в принципе, и должны находиться. Мы привезли 22 полотна: шесть живописных работ, остальные – графические и карандашные работы. Организовали выставку таким образом, насколько позволяли нам условия. Работы выставлены в фойе здании Центральной библиотеки.
Выставка будет проходить до 6 октября, думается, к тому времени ценители искусства смогут в полной мере ознакомиться с шедеврами Мастера. Хочется отметить, что подобная выставка в Южной Осетии проходит впервые, ни при жизни, ни после смерти Туганова его работы никогда не выставлялись на персональной выставке, хотя большинство его работ всегда находились именно в Цхинвале. Северная Осетия по сравнению с нами не имеет столь богатого художественного фонда великого Мастера. На выставке, которая у нас сейчас проходит, можно увидеть такие известные работы Туганова, как картины «Народный суд», «Собачья скала», «Цоппай», «Посвящение коня покойнику», «Примирение кровников», «Скачки в честь умершего», графические работы по мотивам Нартского эпоса: «Донбеттр», «Смерть Ахсара и Ахсартага», «Последний поход Урузмага», «Плач Дзерассы», «Сослан на вихре» и др. Наша культура является тем столбом, на который опирается наша общественная идеология и национальное самосознание, потому организация этой выставки имеет огромное значение.
– После пропажи картины Мастера «Расстрел 13 коммунаров» многих из нас небезосновательно стал волновать вопрос о сохранности наследия Туганова. В каком состоянии находятся работы, принадлежащие Юго-Осе-тинскому музею, и можно ли утверждать, что названная пропажа будет исключением?
– Сейчас мы сверяем все, что было у нас до войны с тем, что у нас хранится в Северной Осетии в настоящее время. Это не только полотна Мастера, но и его рисунки и иллюстрации к произведениям классиков осетинской литературы. Все работы мастера будут заактированы, что позволит нам в дальнейшем избежать подобных фактов. Что же касается состояния картин, то лишь две из них нуждаются в реставрации: «Покушение Хоранова на Коста» и «Розыски жертв обвала». Вообще, в рамках года Туганова в Южной Осетии мы планируем организовать помимо выставки полотен Мастера и другие мероприятия. В ближайшей перспективе у нас в планах доставить в Цхинвал и некоторые рисунки и иллюстрации к произведениям классиков осетинской литературы Коста Хетагурова и Елбыздыко Бритаева, чтобы организовать совместный вечер поэзии и живописи.
– А что будет с картинами после завершения выставки? Будут ли они вновь возвращены в музей Владикавказа?
– Данное решение должно быть принято на уровне Правительства Республики. Мы, честно говоря, оказались в сложной ситуации. С одной стороны, пока у нас нет места, где бы мы могли хранить столь ценные экспонаты, с другой – опасаемся, что при перевозках работы могут пострадать. Здесь очень много причин, и в первую очередь опасность для картин представляют перепады температуры, которые неизбежны в дороге. В настоящее время готовится фестиваль осетинской культуры, который в скором времени должен пройти в Сочи. Организаторами фестиваля была высказана инициатива в числе прочего организовать и выставки работ осетинских художников, среди которых особое место будет отведено творчеству Туганова. Безусловно, будут выставлены и юго-осетинские работы мастера, которые, собственно, и представляют основную часть его наследия. Естественно, мы не можем отказать в предоставлении наших работ, но будем ставить вопрос о том, чтобы из Сочи экспонаты работ Туганова вернулись уже непосредственно в Цхинвал. Думаю, руководство Республики должно поддержать нас в нашем стремлении вернуть работы Мастера и на период, пока будет восстанавливаться здание Государственного музея, нам окажут помощь для создания условий хранения ценнейших шедевров Туганова. В виде выхода из сложившейся ситуации обсуждается вариант выделения отдельного помещения в Национальном банке РЮО, где, на наш взгляд, в данный момент самые оптимальные условия для хранения картин и, что немаловажно, надежная охрана.
– После войны августа 2008 года, под патронажем возглавляемой Вами художественной галереи «Арвырон» Вы с так называемой «Расстрелянной экспозицией», безмолвными полотнами – свидетелями расстрела Цхинвала, объездили множество городов России. Где сейчас находятся эти экспонаты?
– Эти картины до сих пор хранятся у меня дома, пока другой возможности у нас нет. Художественная галерея «Арвырон» до войны располагалась в фойе киноконцертного зала «Чермен», но после восстановления здания мы туда уже не вернемся, нам выделили место для строительства собственного здания. За прошедшие после войны три года художественный фонд нашей галереи заметно пополнился. Помимо «расстрелянных» экспонатов у нас появились и работы российских художников, которые были переданы нам в дар от авторов. Но главной нашей ценностью продолжают оставаться картины «пережившие» войну. Мне не раз предлагали восстановить, отреставрировать эти работы, но я придерживаюсь другого мнения: теперь эти картины бесценны, восстановить их, значит перечеркнуть историю. Нынешняя значимость этих картин в разы превосходит первоначальный замысел, ведь история наложила на них свой кровавый след. Хочется надеяться, что строительство галереи по подобию многих объектов культуры тоже не превратится в многолетний «долгострой» и мы, в конце концов, откроем двери перед ценителями искусства.
Рада Дзагоева
Юго-осетинская газета «Республика