Александр Куприн: Горы — это всегда очень красиво

пн, 31/10/2011 - 22:27
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Прошедший в Южной Осетии Международный кинофестиваль для подростков и молодежи «…Надцатилетние» стал ярким событием в жизни не только молодых людей, но и взрослых. Зритель получил много положительных эмоций от общения с известными российскими актерами и режиссерами. Конкурсные фильмы фестиваля, наряду с неконкурсной программой, творческие вечера, мастер-классы именитых деятелей российского кино оставили неизгладимое впечатление в сердцах югоосетинской молодежи. Один из участников кинофестиваля, известный режиссер-документалист Александр Куприн рассказал корреспонденту ИА «Рес» о своих впечатлениях от пребывания в Южной Осетии.

- Вы у нас впервые. Скажите, пожалуйста, каковы Ваши впечатления. Что Вам больше всего понравилось, что удивило?

- Удивило большое количество детей, подростков, юношей на улице. Это я объясняю отсутствием Интернета, потому что в Москве, в российских городах все сидят «В контакте», на «Фейсбуке» и так далее. Здесь молодежь общается непосредственно, не виртуально, не в сети и это лучше. В России эта компьютерная коммуникация — она как болезнь, но вы готовьтесь, вам тоже предстоит ею переболеть.

Я надеюсь, что в таком аккуратном и уютном городе, где сейчас много работы, всякой работы и для всех абсолютно, я думаю, что у молодежи не будет особенно много времени, чтобы болеть компьютерными болезнями. Город, в котором почти полностью отсутствуют даже центральные улицы, в замощенном состоянии, — это необычно, я такого никогда не видел, и это очень удивило. Город, окруженный горами. Вообще, если есть горы — это всегда очень красиво. Это всегда прекрасный воздух, это всегда чистейшая вода, это всегда самые вкусные фрукты, это всегда очень красивые люди. Это очень красивое место, но место пострадавшее — сейчас чувствуется, и еще долгое время будет чувствоваться напряжение в людях. Когда нет внутренней свободы, внутреннего спокойствия, это очень часто выражается через эмоциональность, через какую-то резкость, через внезапную замкнутость — все это есть. Но это пройдет, люди станут спокойными, разгладятся лица.

- Как, на Ваш взгляд, прошел фестиваль?

- Для международного фестиваля, который проходит первый раз, и не только в этом месте, оценку я могу спокойно поставить "пять", не покривив душой. Потому что фестиваль всегда подразумевает обязательность — и здесь много составляющих: нужно вовремя отвести актера, для жюри предоставить помещение, здесь нужно кого-то покормить, здесь организовать, там повесить афишу. Очень много составных частей, конечно, и многие из них были упущены или сделаны несвоевременно, но, если честно, я думал, что все будет намного хуже. Самое главное — это полные залы, огромное количество зрителей, которых, например, на отлично организованных фестивалях, где личные автомобили тебя отвозят, где есть личная секретарша, номер-"люкс" в гостинице, но в залах мало народу, половина или треть. Здесь полные залы — и это самое главное для нас.

- Как Вы думаете, что этот фестиваль дал молодежи Южной Осетии и стоит ли его проводить здесь ежегодно?

- Этот фестиваль дает конкретно Цхинвалу очень необычную вещь — он открывает собственно систему кинопоказа в городе. Конечно, здесь уже показывали кино, но его нужно, систематизировать как форму досуга, как форму общения, развитие себя, своего менталитета, его нужно пропиарить, так сказать, ввести в обращение. Наш фестиваль, в данном случае, несет культуру в этой области вот именно сюда, и это очень большая редкость. Фестивали обычно происходят в местах традиционного скопления подготовленных кинозрителей, здесь же его главная задача — это воспитание, и поэтому первый фестиваль был сделан именно для молодежи. Мы выращиваем своего зрителя, мы без него не можем, мы смысла без вас не имеем.

- У Вас много фильмов, в которых затрагиваются религиозные темы, духовная и нравственная составляющие человеческой жизни. Вот с этой точки зрения, какую оценку Вы можете дать нашей молодежи?

- Вообще ваше общество, ваша национальность уже изначально включают духовные и нравственные элементы. И здесь этот уровень, на мой взгляд, изначально очень высок. Его нужно закреплять, правильно направлять, его нужно развивать. Духовность развить трудно, она определенного уровня, нравственность и другие аспекты — они меняются в течение жизни человека. Мир развивается, везде тоже происходят изменения. Для этого и есть новые фильмы, новые фестивали, для того чтобы человек не чувствовал себя оторванным, для того чтобы его духовная и нравственная жизнь проходила вместе со всем остальным миром, для этого, в том числе, есть и кино, международные фестивали.
На наш фестиваль привезли очень разные фильмы, собственно, детский фильм был один. Были фильмы, которые детям, по большому счету, не показывают, не потому, что в них какая-то жестокость, с этой точки зрения отбор был жесткий. Но фильмы, которые заставляют думать, вызывают острые дискуссии, вызывают многие вопросы. Человек должен знать, что люди свои внутренние, тяжелые, сложные проблемы могут обсуждать с другим человеком, ну, и со священником тоже, это тоже важно.

- Не появилось ли у Вас желания снять фильм о югоосетинской молодежи?

- Пока мы здесь были, много ездили, общались с вашим президентом. Он произвел на меня впечатление очень киногеничного человека, его интересно снимать. Мы общались с миротворцами и другими представителями вооруженных сил, здесь тоже все сложно и очень интересно. Память о тех страшных событиях, которые здесь произошли, не должна быть потеряна. Вопрос не только в установке памятников — надо снимать адекватные, внятные документальные и игровые фильмы. Игровые фильмы очень часто бывают тенденциозными, как и документальные. Когда набираешь такой материал в голову, потом возвращаешься в Москву и, как правило, через несколько месяцев что-то выстреливает, потому что ложится на другие реалии уже моей жизни. Вот сейчас то, что я увидел здесь — ваша жизнь потом должна соединиться с моей, и из этого получится какая-то идея кино, так что процесс идет.

Беседу вела Инга Чехоева

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest