Историческая справка
Исследователь, обратившийся к скифской культуре, чувствует себя весьма уверенно, поскольку описал ее не кто иной, как «отец истории» Геродот. Стоит же ему переместиться во времена сарматов и алан, как степень уверенности снижается, так как информация об этом времени, хоть и многочисленна, но разрозненна.
Волна переселения сарматов с востока на запад и юг потеснила скифское население с мест его былого проживания, но это не привело к кардинальной смене культурного стереотипа. В североиранском мире продолжала существовать устойчивая преемственность (родственность) общей этнокультурной платформы. Поначалу в сарматской среде выделяются племена языгов и роксолан. Имя языгов происходит от одного корня с древнерусским названием алан-осетин «ясы», а имя роксолан означает в переводе «светлые арии». Греческий историк Страбон отмечает их как классических кочевников. «Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами» (VIII, 17). Его предшественник Полиен (VIII, 56) сообщает важные сведения о царице роксолан Амаге (II в. до н.э.), союзнице Херсонеса против враждебных скифов, правившей властно, но, как отмечают, справедливо.
Еще Геродот заметил своеобразие в устройстве сарматского общества. Он утверждал, что «женщины у них совершенно равноправны с мужчинами» (IV, 26). Это подтвердили и современные исследователи культуры сарматского мира. Археологи обнаружили захоронения вооруженных женщин-жриц с богатым инвентарём культовых принадлежностей. Воинственные женщины сарматов были не столько амазонками, сколько хранительницами рода, обрядовыми посредниками между людьми и божествами.
К рубежу новой эры устанавливается полное господство сарматов в Северном Причерноморье, переименованном римскими авторами из бывшей Скифии в Сарматию. Уже в конце I в. до н. э. сарматы достигли Дуная, где в 16 г. до н. э. с ними воевал римский полководец Гай Луций. По крайней мере до конца третьей четверти I в. до н. э. границей между сарматами и фракийцами-гетами был Днестр, но после распада державы гетского царя Буребисты (44 г. до н. э.) сарматы расселились до Прута и Дуная. С другой стороны Причерноморья, через Прикубанье сарматы попадают в Центральный Крым. В Крыму появление сарматов, судя по особенностям погребального обряда, характерным формам сарматской керамики и вещевого материала, датируется III—II вв. до н. э.
Через некоторое время, войдя в состав населения Боспорского царства, сарматы стали усваивать греческий язык и греческую культуру, при этом не забывая свои древние духовные верования. Происходил процесс эллинизации, который в своё время затронул и скифскую аристократию. Рост числа сармато-алан среди населения Боспора в первые века нашей эры нашёл отражение в увеличении количества сарматских личных имён в обнаруженных археологами боспорских надписях. Так, в надписи III в. н. э. из Пантикапея (совр. Керчь), столицы Боспорского царства, упоминается судебный исполнитель «Сорак, сын Сорака», носивший сарматское имя, а в надписи 208 г. н. э. восхваляются способности главного аланского переводчика в Понтийском регионе. Как справедливо заметил американский ученый Б. С. Бахрах, существование главного переводчика предполагает наличие неглавных, рядовых, что свидетельствует о существовании широкой инфраструктуры, связывающей сармато-аланское население с греческим. При этом в боспорских надписях встречается много иранских слов, легко прочитываемых на современном осетинском языке, таких, как "фиу" (жир, сало, масло), "æлутон, илæтон" (пиво особого приготовления), "æнтуан" (сусло для пива), "сæйн, сæн" (вино) и др. В расположенной на окраине Боспорского царства Горгипии отмечено большое количество имён с иранской основой «фарн».
Яркую картину сарматизации греческих городов Причерноморья рисует нам греческий оратор Дион Хрисостом, посетивший в конце I века н. э. Ольвию. В его рассказе ольвиополиты носят скифский костюм, имеют длинные волосы и бороды, ходят постоянно вооружёнными и говорят по-гречески недостаточно чисто, т. е., вероятно, дополняя греческий язык иранскими неологизмами.
Сарматское влияние на греческую культуру простиралось как в военной, так и связанной с ней ритуально-идеологической области. Боспорские войска имели оружие сарматского типа (длинные мечи, копья-пики, кинжалы с кольцевым навершием). Сарматизация Боспора сопровождалась широким распространением, начиная с I в. н. э., сарматских тамгаобразных знаков на различных предметах обихода и надгробиях. В 70 г. н. э. на Боспоре происходит, видимо, смена династий. Судя по царским именам (Аспург, Савромат, Рескупорид, Котис), не подлежит сомнению связь новой династии с сармато-аланским этническим массивом. По мнению исследователей, занявший в начале I в. н. э. боспорский трон царь Аспург, ставший родоначальником новой династии, происходил из среды сарматской знати.
Важно отметить, что почти одновременно с появлением новой династии на Боспоре в других районах расселения североиранцев — Сакастане и сакских (кушанских) княжествах Индии — также, как и на боспорских монетах, начинает появляться изображение всадника. Эта устойчивость этнокультурной памяти в новых элиннизированных условиях жизни говорит о том, что сармато-аланская культура Боспора продолжала обосновывать свое мировоззрение на базе древних индоиранских космогонических идей.
Но на этом миграция североиранцев в Крым не закончилась. В III в. н. э. значительная группа северокавказских аланов через Боспор Киммерийский (Керченский пролив) и территорию Боспорского царства переселилась в Крым, где к IV в. н. э. аланские склепы становятся господствующим типом погребальных сооружений (в предгорных крымских могильниках, раскопанных близ сел Дружное Симферопольского района, Баланово Белогорского района и в других местах). Некоторые сведения о расселении алан в Крыму можно извлечь из письменных источников. Так, в анонимном описании берегов Черного моря, составленном в VI в. н. э., приведено другое название опустевшей к тому времени Феодосии — Ардабда («семибожный»), которое принадлежит «аланскому, то есть таврскому языку». Многие исследователи полагают, что название крымского средневекового города Сугдея (современный Судак) на аланском языке означало «чистый, святой». Согласно церковному преданию, записанному в XIII в., этот город был основан в 212 г. н. э.
Аланский (североиранский) этнический массив не только устойчиво закрепится на былой скифо-сарматской территории, но и просуществует в Крыму до XVI в. Важнейшее свидетельство о крымских аланах принадлежит арабскому географу XIV в. Абу-аль-Фиде (Абульфеда). «Керкер или Керкри ...находится ... в стране асов, его имя значит по-турецки сорок человек; это укрепленный замок, трудно доступный; он опирается на гору, на которую нельзя взойти. Наверху горы есть площадь, где жители страны (в минуту опасности) находят убежище. Этот замок на некотором расстоянии от моря; жители принадлежат к племени асов... Керкер находится на север от Сары-Кермена; между этими двумя местами один день пути». Благодаря довольно точным топографическим указаниям, никто из исследователей не сомневается, что Керкер (у других авторов часто — Кырк-Ор) — это знаменитый «пещерный город» Чуфут-Кале, расположенный неподалеку от современного Бахчисарая. Сары-Керменом некоторые позднесредневековые арабские и тюркоязычные авторы именовали Херсон. Об этом же писали в начале XV в. арабский географ Ал-Кашкаиди, а в XVIII в. — турецкий историк Аали-Эфеиди.
Валерий Цагараев,
из книги «Искусство и время»