В эти дни исполняется 100 дней со дня вступления в должность третьего президента Южной Осетии Леонида Тибилова. Во многих странах стало традицией при достижении стодневного рубежа правления нового главы государства подводить первые итоги.
Первая инаугурация президента в условиях признанной республики стала отправной точкой в новейшей истории Южной Осетии ― теперь от главы государства, избранного 8 апреля, и от всего общества зависит, какой будет республика через пять или десять лет. Нынешний этап развития ставит перед властью и обществом новые задачи, не менее сложные, но несколько отличные от тех, которые существовали до августа 2008 года.
Сегодня на первый план вышли такие задачи, как укрепление государственных институтов и создание правового демократического государства, решение социально-экономических проблем. Особое место занимает демографическая проблема. Важным аспектом остаётся проведение активной внешней политики и расширение международного признания. Перечисленные задачи требуют от нового президента и его команды напряжённой работы, недюжинных управленческих и дипломатических способностей.
Народ республики, отдавший предпочтение Леониду Тибилову и заявленной им программе, теперь ожидает оперативного решения острейших политических и социально-экономических проблем, поставивших государственность РЮО перед тяжелейшими испытаниями.
Анализируя деятельность новой власти за прошедший период, часть экспертов критикуют её за некоторую медлительность в осуществлении стоящих перед республикой задач, но вместе с тем нельзя не учитывать ситуацию, в которой прошли выборы в 2012 году, и какие процессы им предшествовали.
Замалчивание существующих в обществе проблем и подавление политических противоречий вместо поиска путей компромисса за предыдущие годы создало эффект парового котла ― когда градус кипения достиг критической точки, произошёл взрыв народного недовольства. События ноября-декабря 2011 года действительно явились шоком для всего общества и поставили под удар государственность Южной Осетии, ради которой было принесено столько жертв. Поэтому первейшей задачей нового президента была стабилизация ситуации в обществе, достижение консенсуса между противоборствующими политическими силами в республике и это, заметьте, в условиях незрелости демократических и государственных институтов, так наглядно продемонстрированной в 2011 году.
В этой связи одним из безусловных достижений команды Леонида Тибилова можно с полным основанием считать формирование коалиционного правительства. Подобное явление ― достаточно привычная практика для цивилизованных стран, но для постсоветского пространства это, скорее, исключение.
Теперь, впервые за последние 15 лет, в Правительстве республики представлены практически все или почти все основные политические силы Южной Осетии ― бывшие, настоящие, левые и правые. Оказались востребованными и представители диаспоры в лице премьер-министра Ростика Хугаева, министра экономического развития Залины Кобесовой-Хугати и др.
Для сравнения ― в правительстве соседней Грузии, которой стараниями западных пиарщиков в течение многих лет упорно создаётся имидж маяка демократии, не увидишь инакомыслящих или представителей других политических сил. Там представлены члены лишь одного клана, которому принадлежит всё и вся в стране.
Также впервые в истории республики оппоненты президента на выборах получили достойные места в органах власти и возможность работать на благо общей родины.
Само по себе создание такого правительства является проявлением государственного подхода. Многие критики сегодня зачастую называют подобный подход проявлением слабости президента, считают, что политический плюрализм в правительстве будет мешать эффективной работе. Однако это ошибочные представления о власти. Южная Осетия уже проходила этап тотальной монополии отдельно взятой политической силы, представители которой контролировали буквально все ветви власти и все сферы в обществе. Однако эффективности не прибавилось, а к чему это привело в конечном счёте ― напоминать не нужно.
Нельзя не отметить, что создание коалиционного правительства с включением в него представителей разных политических сил было одним из предварительных обещаний Леонида Тибилова. Ещё в период предвыборного марафона Тибилов продемонстрировал умение создавать команду, способную решать поставленную задачу, а после уверенной победы во втором туре пригласил бывшего конкурента в свою команду. Избранный президент в ходе предвыборной кампании неоднократно подчеркивал пагубность разделения граждан республики на сторонников и "несторонников". После оглашения итогов голосования 8 апреля он, в частности, отметил, что народ голосовал не только за Леонида Тибилова, но и за Давида Санакоева. "Я и в своей предвыборной программе говорил, что не буду делить народ на тех, кто голосовал против меня, и тех, кто за меня. Я буду работать на объединение и сплочение народа Южной Осетии", ― заявил он. Надо сказать, что своё обещание глава государства выполняет, несмотря на попытки определённых сил подорвать наметившуюся стабилизацию, спровоцировать нынешнюю власть на развязывание новой "охоты на ведьм".
За прошедшие 100 дней Леонид Тибилов неоднократно демонстрировал свойственную ему взвешенность при разрешении конфликтных ситуаций, без излишней шумихи и пиара, способствуя достижению компромисса между оппонентами. В частности, подобный подход был продемонстрирован в ходе восстановления спикера парламента Станислава Кочиева в должности. Исполнительная власть в лице президента без антиконституционного нажима на законодательный орган помогла в организации продуктивного диалога между сторонами. Таким же путём были урегулированы и другие конфликтные ситуации.
В случае сохранения подобного цивилизованного подхода к решению политических вопросов наша республика сможет в ближайшие годы во многом преодолеть последствия системного кризиса и создать более сбалансированную модель управления.
Помимо создания новой модели, политическая консолидация должна привести к выработке согласованной для всех политических сил Осетии линии по вопросам стратегических национальных интересов. Без этого невозможно добиться обеспечения такого важнейшего аспекта, как преемственность, когда приоритеты государственной политики, направленные на достижение национальных интересов, не меняются в зависимости от сиюминутной политической конъюнктуры.
Впрочем, взвешенный подход устраивает не всех, некоторые, видимо, предпочитают удары кулаком по столу и громогласные угрозы в адрес чиновников, считая это нормальным стилем работы лидера. Но это неправильный подход. Бессмысленно кричать и угрожать чиновнику, не справляющемуся со своими должностными обязанностями. Если человек не может или не хочет работать на своём месте, не справляется с поставленными задачами, его нужно просто заменить более дееспособным деятелем без ненужной драматургии.
Характерное отличие нового президента заключается и в том, что он, в отличие от многих небезызвестных политиков, не боится самостоятельных фигур рядом с собой, а предпочитает использовать их потенциал для достижения общей цели. Как показал прошедший период, новый глава государства под консолидацией понимает не объединение вокруг фигуры президента, не "за" кого-то или "против", а концентрацию усилий всех ветвей власти и всего общества для решения наболевших проблем, не боясь политического разнообразия и конкуренции. Ведь единство не исключает многообразия, а консолидация ― наличие оппозиции.
Что касается темпов восстановления, то, как справедливо отметил спикер парламента Станислав Кочиев, нельзя за три месяца решить проблемы, которые накапливались годами.
Сложность ситуации обусловлена не только размахом наболевших проблем, откладывать решение которых не представляется возможным, но и резко повысившимся общественным запросом по отношению к власти. Впрочем, это объяснимо, так как бесконечное восстановление физически и психологически до предела вымотало население.
Руководству республики также необходимо было убедить руководство России в том, что финансовые средства, выделяемые на восстановление и развитие Южной Осетии, впредь будут использоваться по назначению. И, наконец, навести элементарный порядок в области строительства, ставшей ахиллесовой пятой РЮО.
Вопреки мрачным предсказаниям скептиков, обещавших новому руководству республики кары земные и небесные за назначение осетинских министров и премьера, Кремль в лице президента Владимира Путина дал карт-бланш новой команде, выделив денежные транши. Как показали частые визиты заместителя секретаря Совбеза России Рашида Нургалиева и помощника президента РФ по вопросам социально-экономического развития Южной Осетии и Абхазии Татьяны Голиковой, отношения между РФ и РЮО не стали менее тесными, а даже наоборот. В них стало больше предметности и конкретики.
Ещё одним принципиально важным шагом нового руководства, призванным убедить как местную общественность, так и российское руководство в намерении покончить с беспрецедентным разбазариванием средств, выделенных на восстановление, стала самая масштабная за все годы проверка расходования российской финансовой помощи. Сотрудники Генпрокуратуры и Счётной палаты РЮО затронули целый айсберг коррупционных сделок, а количество заведённых уголовных дел растёт по мере того, как расширяется круг проверяемых организаций.
Определённые, пусть пока и не такие значительные, сдвиги наметились и в вопросе замены коммуникаций и благоустройства улиц. Составлен чёткий график, подписанный всеми подрядчиками, а правительство контролирует ход его выполнения. Вместо хаотичного перепрыгивания с одной улицы на другую, когда один бульдозер работал на одном конце города, а второй ― на другом, теперь основные силы рабочих и техники сосредотачиваются на обозначенных в графике улицах, что приводит к систематизации и возрастанию темпа работы.
Первые успехи наметились и в электрификации сёл республики, увеличилась собираемость налогов и таможенных пошлин. Говорить о громких результатах, конечно, рано, но ведь "дорогу осилит идущий". Главное ― обозначить акценты и продолжать наращивать усилия.
Приятным событием стало снижение цен на бензин, что также было обещано в ходе предвыборной кампании. Благодаря договорённости с российскими структурами, теперь осуществляются прямые поставки, без прежней запутанной схемы посредников. Бензин стоит 29 рублей вместо прежних 34-35 р., причем не только для бюджетной сферы, а для всех потребителей. Более того, новое руководство ГУП "Югоосетнефтепродукт" намерено повлиять и на частные бензозаправки в сторону снижения цен. В ближайшей перспективе ГУП планирует строительство собственных заправок в городе и районах, что позволит прочно регулировать ценовую политику на топливо. Но и 29 рублей ― не предел для снижения. Как только будет ратифицировано соглашение о режиме торговли между Южной Осетией и Россией, цены на бензин в республике опустятся до 26-25 рублей.
Сменились подходы и в сфере СМИ. В представлении новой власти СМИ должны взять на себя функции налаживания диалога между народом и властью, отображать объективную картину происходящего, дабы не создавался пресловутый вакуум власти и у руководства республики был доступ к объективной ситуации, а для чиновников меньше возможности заниматься очковтирательством.
Как отметил на торжественном мероприятии в честь Дня работников средств массовой информации Леонид Тибилов, в прессе должна быть здоровая критика. "Информация с мест, если она объективная, реальная, может помогать любому руководителю принимать соответствующие решения. Эффективность этих решений окажется выше, если руководитель будет пользоваться объективной информацией. Я за здоровую, реальную критику, и свою работу буду строить таким образом, чтобы не сбрасывать со счетов такой подход к работе наших журналистов", ― отметил глава государства.
В целом, резюмируя вышесказанное, следует отметить, что это лишь начало пути к возрождению республики, есть первые сдвиги, но предстоит сделать гораздо больше. Как на органах государственной власти, так на всём обществе лежит ответственная миссия по укреплению суверенитета и правовых основ государственности Южной Осетии, созданию эффективной экономики, по отстаиванию позиций республики на международной арене.
Сегодня перед нами стоит задача сохранить завоевание народа, сделать жизнь граждан в Южной Осетии достойной памяти тех, кто отдал жизнь во имя свободы нашего народа. Причём, не проявляя ни верноподданнического экстаза при стремлении урвать кусок побольше, ни бессмысленного кухонного злопыхательства, в ожидании когда же власть споткнется. Каждый политик и гражданин может и должен внести свой вклад в развитие Южной Осетии.
Юрий ВАЗАГОВ