Грузинское экспертное сообщество продолжает осмысливать итоги вениковой революции. «По прошествии месяца после окончательного прихода к власти коалиции ''Грузинская мечта'' выяснилось, что выполнение обещаний, касающихся внешней политики будет ничуть не легче, чем внутренней», - к такому выводу пришел грузинский эксперт Тенгиз Аблотия 5 декабря 2012 года в статье «Внешняя политика: мечты и реальность» (информационно-аналитический портал «Грузия Online»).
В статье содержится критический взгляд на победившую в ходе недавних парламентских выборов в Грузии коалицию миллиардера Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта».
«Внешнеполитические обещания мечтателей были крайне противоречивые и практически несовместимые. В частности, сторонники Иванишвили обещали сохранить прозападный курс, стремление Грузии к евроинтеграции и вступлению в НАТО, но в то же время декларировали намерение наладить отношения с Россией. Бидзина Иванишвили неоднократно заявлял, что сможет убедить Россию в том, что евроинтеграция Грузии никак не входит в противоречие с интересами Москвы. Будущий премьер-министр не уточнил, как именно он намерен убедить в этом российское руководство, чем создавал у своих сторонников иллюзию того, что у него есть какой-то план на этот счет. Впрочем, прошедший месяц показал нереальность обещаний ''Грузинской мечты'' в этом отношении», - отмечает автор.
Он утверждает, что «Медведев поставил условие, без которого восстановление отношений невозможно – Грузия должна ''признать новую реальность'' - то есть признание Россией отколовшихся грузинских территорий. Это условие абсолютно невыполнимое, так как правительство, которое признает независимость Абхазии и Южной Осетии, продержится в Грузии максимум пару недель». Данное высказывание представляется откровенной натяжкой. Если в Грузии гораздо дольше, чем пару недель продержалось правительство, развязавшее за четыре года две войны против Южной Осетии (в 2004 и 2008 годах), зверски расправлявшееся с инакомыслящими (расправа с участниками акций протеста 7 ноября 2007 года и 26 мая 2011 года), то признание Южной Осетии и Абхазии грузинским народом может быть воспринято даже с благодарностью. Или Аблотия полагает, что грузинам очень нравится умирать за несбыточные мечты своих политиков? Впрочем, он выражает не только свое, но и мнение значительной части грузинских политических и интеллектуальных кругов, давно оторвавшихся от чаяний и нужд простого грузинского труженика.
В статье содержится и попытка увести от ответственности чиновников Саакашвили, над которые в настоящее время висит дамоклов меч созданного им же нового грузинского правосудия.
«На данном этапе взаимоотношения администрации Иванишвили с Западом не складываются – главным образом, это связано с жесткой критикой в его адрес из-за арестов бывших чиновников правительства Саакашвили. На первый взгляд у ''Грузинской мечты'' есть железный аргумент – нет никаких политических арестов, а задержания происходят на основании конкретных уголовных обвинений. Однако на самом деле все несколько иначе – значительная часть арестов связана с очень неубедительными, и что самое главное, недостаточно серьезными обвинениями – словесными оскорблениями подчиненных, дракой в ресторане, произошедшей полтора года назад, растратой 3 тонн бензина, и т.д. На фоне предвыборной пропаганды о страшных преступлениях, массово совершаемых националами, все эти по сути мелкие обвинения, явно наводят на мнение о политических мотивах», - пишет автор.
Он предрекает нерадостное будущее новому грузинскому правительству: «Бидзина Иванишвили отменил запланированный визит в США на неопределенный срок – по его словам, причиной отмены является большая загруженность премьер-министра в Грузии. Кроме того, после первого визита в Брюссель, на ближайшие несколько месяцев не запланирован ни один визит за рубеж – во всяком случае, официальной информации на этот счет пока нет. Таким образом, в целом внешнеполитический курс Грузии остался неизменным, однако тактические сложности уже появились».
На этом фоне оптимистическими выглядят заявления высокопоставленных должностных лиц новой грузинской власти, которые утверждают, что расследование преступлений, совершенных в год правления Саакашвили, будет продолжаться.
«Восстановление справедливости - требование грузинского народа, заявила министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе журналистам, подчеркнув, что все преступления, совершенные при прошлой власти, необходимо расследовать. ''Как ни улучшай социальное положение народа, это не вызовет ту реакцию, как восстановление справедливости. Об это свидетельствуют те 3 500 заявлений, которые вошли в главную прокуратуру с требованием повторного расследования того или иного дела''», - заявляет министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе (это же издание, статья «Панджикидзе: Восстановление справедливости - требование грузинского народа», 10 декабря 2012 года). Данное высказывание можно считать ответом на осуждение арестов людей Саакашвили рядом европейских чиновников, которые считают, что прозападная ориентация грузинского президента является достаточным основанием для предоставления всеобщего правового иммунитета для него, и его окружения.
На фоне критики высокопоставленных представителей США, ЕС и НАТО в отношении новых грузинских властей диссонансом звучит высказывание посла Евросоюза в Грузии Филиппа Димитрова, что «Грузия становится все более прозрачной, и это хорошо – Филипп Димитров» (одноименная статья в том же издании от 10 декабря 2012 года). Как видим, в ЕС нет единого мнения относительно происходящих процессов в Грузии.
Что же заявил на презентации специального отчета народного защитника Грузии в гостинице «Тбилиси Мэрриотт» посол ЕС Димитров (представитель Болгарии)?
«Грузия становится все более прозрачной в вопросе защиты прав человека, и это хорошо, Сегодня это мероприятие очень важно для демократии и защиты прав человека. Мы не раз работали по этому вопросу с грузинской стороной. Различные проблемы по данному вопросу являются открытыми, и они не раз отражались в отчетах международных организаций», – заявил Димитров и добавил, что «в Грузии следует обращать больше внимания на права человека и, к счастью, Грузия делает шаги вперед в этом плане».
Не сидят сложа руки (вернее, языки) и сторонники Михаила Саакашвили.
«Придется говорить, как о самом постыдном моменте в истории Грузии, когда парламент суверенного государства принял решение, что шпионы страны, которая оккупирует Абхазию, Самачабло, откуда изгнано полмиллиона людей, которые не могут вернуться в свои дома, шпионам этой страны присвоили статус политзаключенных. Это будет одним из самых постыдных эпизодов в истории нашей страны и представителям большинства обязательно придется взять за это ответственность», - заявила представитель пропрезидентской грузинской партии «Национальное движение» Чиора Тактакишвили, слова которой приводит это же издание в статье «Сегодня один из самых постыдных моментов в истории Грузии - Тактакишвили» (10 декабря 2012 года).
Продолжение важнейшего стратегического направления грузинской пропаганды на раскол и разделение враждебными линиями народов российского Северного Кавказа находит свое отражение на страницах другого грузинского средства массовой информации – «Клуб экспертов».
«Очередной съезд Всемирного Абхазо-Абазинского Конгресса породил новый виток нарастающей конфронтации между абхазской политической элитой и черкесским (адыгским) национальным движением», - пишет Гиорги Циклаури в статье «Абхазы и черкесы - от братства к вражде?» (4 декабря 2012 года).
«Грубость и агрессия абхазов имеют еще одно психологическое объяснение. Они оказались в непростой ситуации, имея большой моральный долг перед черкесами - обусловленный поддержкой в войне и кровным родством. При этом абхазы не могут хотя бы на декларативном уровне поддержать ''черкесский вопрос'', в то время как ''вражеская'' Грузия вывела вопрос о необходимости реабилитации черкесского народа на международный уровень. Теперь все желающие могут положить признание геноцида черкесов в основу выражения собственной солидарности. Первыми здесь, по логике вещей, следовало быть абхазам», - отмечает автор. Как видим, здесь присутствует стремление, ловко манипулируя болевыми точками кавказских народов, посеять вражду между абхазами и адыгами - с одной стороны, и Абхазией и Россией – с другой. Грузию же – представить в роли справедливого третейского судьи, который стоит выше тех и других.
Между тем, все понимают, что эти выпады продиктованы объективной необходимостью отвлечь внимание от процессов, происходящих в самой Грузии. В стране в настоящее время у власти президент Саакашвили хоть и с урезанными, но все-таки довольно широкими полномочиями, и премьер-министр с такими полномочиями, которые не снились ни одному его предшественнику за всю историю грузинского государства. Между ними и их сторонниками острый конфликт, который только каким-то чудом еще не привел к гражданской войне. В этих условиях Грузии (особенно проигравшей команде Саакашвили) остро необходим сильный внешний раздражитель, который бы канализировал недовольство наэлектризованных его почти десятилетним правлением масс в обратном от него направлении. Не этим ли продиктован и недавний обстрел с грузинской стороны югоосетинских пограничников? Есть уверенность, что да.
Не будем забывать, что в руках Саакашвили еще остаются все вооруженные силы Грузии. В то же время его положение внутри страны становится все боле и более шатким.
«В Грузии требуют упразднить институт президента» - так называется статья ИА «Медианьюс» от 10 декабря 2012 года.
«В Грузии создается Референдумная конституционно-демократическая инициативная группа для упразднения должности президента. Авторы идеи призывают к участию в этом процессе всех тех людей, которые считают эту должность лишней», - говорится в статье.
Предлагается конституционно-парламентская форма правления, под которой подразумевается «сильный народный парламент и сильную исполнительную власть, руководителя которой, то есть премьер-министра, будет избирать народный парламент».
«В этом формате президент и его институт вообще не будут упоминаться. Мы раз и навсегда простимся с президентом, его аппаратом, губернаторами и т.д. Его самолетом и множеством бессмысленных расходов», – говорится в заявлении авторов данной идеи, называющих себя «Конституционно-демократической группой».
Опасно так дразнить человека, в руках которого силовые структуры и который на примере своих соратников знает, что его ждет после того, как он лишится последних рычагов власти. А это не может внушать ему никакого оптимизма.
«В Тбилисском городском суде, на судебном процессе по делу бывшего министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили судья выдворила из зала и оштрафовал на 500 лари адвоката Лали Апциаури», - пишет «Медианьюс» 10 декабря 2012 года.
«Судья Хатуна Харчилава приняла данное решение после того, как между Лали Апциаури и прокурором произошла ссора. Во время допроса на процессе свидетеля, Зураба Ванишвили, прокурор призвал Апциаури прочитать Процессуальный кодекс. После перерыва Лали Апциаури заявила, что реплика прокурора была неэтичной, и она “порвет над головой прокурора” упомянутый Процессуальный кодекс», - отмечается в материале.
Стоит напомнить, что Лали Апциаури является весьма опытным и известным грузинским адвокатом, причем, независимо от текущей политической власти в Грузии всегда имеет собственное мнение и не боится его высказывать. Если она так сказала, значит, у нее был действительно веский повод. Так, в свое время она подвергала критике и власть Саакашвили, правда, безуспешно. Как видим, суды в Грузии так же давят на адвокатов, как и прежде.
Экс-министр обороны и внутренних дел Грузии Ираклий Окруашвили обвиняется в создании или руководстве незаконными вооруженными формированиями, что предусматривает от шести до девяти лет лишения свободы. Также напомним, что в свое время государственный министр Грузии Георгий Хаиндрава распространил в средствах массовой информации заявление, в котором прямо обвинил Ираклия Окруашвили в убийстве летом 2004 года югоосетинского ополченца Геннадия Санакоева. Однако по этому делу против Окруашвили никакого обвинения не возбуждено: в Грузии, стенающей о «восстановлении территориальной целостности», убийство осетина преступлением не считается.
Такое отношение к своему недавнему соратнику, его адвокату, аресты многих своих назначенцев и инициатива об упразднении поста президента и потери власти не могут сильно радовать Саакашвили, продолжающего контролировать силовые структуры. Нанесёт ли он ответный удар?