В Москве состоялось очередное шестое заседание Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия. Заседание проходило по обычной схеме и по форме ничем не отличалось от предыдущих. Разве что персональным составом.
Однако это заседание Межправительственной комиссии все же имело свои важные особенности.
Во-первых, одна из особенностей – определился главный куратор по Южной Осетии – полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе и одновременно вице-премьер российского Правительства А.Хлопонин. Становится понятным, что если Р.Нургалиев и С.Голикова были, образно говоря, добрыми друзьями РЮО, то А.Хлопонин становится кризисным менеджером. Жестким, требовательным и результативным. Это видно и по его заявлению: «Мы озабочены скоростью принятия решений, которая должна быть более высокой… Затягивать на три года разработку программ – на это времени у нас нет!». То, что именно А.Хлопонину поручено возглавить юго-осетинское направление было предсказуемо. Слишком много проволочек связано с процессом восстановления как в Цхинвале, так и в Москве.
Элемент А.Хлопонина важен не только потому, что он уже хорошо знает кавказскую действительность со всеми ее объективными и субъективными нюансами, но и является вице-премьером. А последний статус дает важные и эффективные рычаги для реализации любого начинания. Не секрет, что понятие «российская бюрократия» уже давно стала образным выражением.
Конечно же, в ускорении процессов экономического развития заинтересована, прежде всего, сама юго-осетинская сторона. Во время своего официального визита в Российскую Федерацию именно Президент Л.Тибилов настоял на том, чтобы заседание Межправительственной комиссии прошло не весной 2013 года, как ранее планировалось, а уже в ноябре этого года. Никто другой как Президент Л.Тибилов понимает, что это как раз тот случай, когда «промедление смерти подобно». Однако, очевидно, быстро все же не получится. И на это есть свои причины. Тот же А.Хлопонин заявил: «Мы подходим к новым принципам формирования бюджета Южной Осетии и инвестиционной программы». Поясняя новые подходы к формированию инвестпрограммы, вице-премьер пояснил, что, прежде всего, будут утверждены среднесрочная и долгосрочная стратегии, на основе которых будут утверждаться конкретные объекты и целевые программы. И уже после этого начнется новый этап восстановления и развития РЮО. А это опять время.
Ранее финансирование экономики РЮО происходило по упрощенной схеме. Представлялась на утверждение определенная сумма. При этом расчеты происходили достаточно приблизительно. Одна обобщенная сумма на реконструкцию дорог, другая на восстановление школ и детских садов, третья на строительство жилого сектора и т.д. Без детальной привязки к каждому отдельному объекту. При этом наличие проектно-сметной документации не являлось обязательным условием. Поэтому часто расходы де-факто увеличивались в разы.
Сегодня российская сторона утверждает новый подход. Работы по каждому объекту должны планироваться на основании проектно-сметной документации. Эта документация должна пройти экспертную оценку. При этом надо будет еще и отстаивать необходимость восстановления именно этого объекта. Но и это еще не все. Объекты, на которые будет дано «добро», должны быть одобрены уже в рамках Инвестиционной программы, которая и станет руководством в деле развития РЮО. Как видим – процесс непростой и, главное, растянутый во времени. Но такова принятая схема.
А.Хлопонин, говоря об этом, указал: «Мы не изобретаем велосипед, а работаем так, как эти механизмы работают в самой Российской Федерации». Между тем, растянутость во времени, конечно же, создает определенные разочарования. Ведь ожидаемого прорыва в таком случае в следующем году не произойдет. Основные процессы начнутся только с 2014 года. «2013 год станет знаковым с точки зрения формирования инвестпрограммы, стратегии социально-экономического развития, разработки нормативных актов, и с 2014 года мы рассчитываем серьезно приступить к развитию экономики Республики», – отметил А.Хлопонин.
Иными словами, в течение всего 2013 года должна быть составлена вся проектно-сметная документация по объектам восстановления, на это выделяется значительная сумма в 200 миллионов. И хотя процесс временный, теперь уже станет понятно, что надо восстанавливать, насколько целесообразно восстановление того или иного объекта и главное, будет видна перспектива развития. Об этом говорил, в частности, и заместитель министра регионального развития РФ Сергей Верещагин: «Раньше мы работали по конкретным объектам, которые нужны были в том, или ином населенном пункте, которые нужны были для решения той, или иной задачи, и в целом мы не понимали, как нужно развивать отрасль. В итоге у нас появились объекты, которые недозагружены, или наоборот, перегружены, неправильно подключены к коммуникациям. Это результат того, что у нас не было комплексного плана».
В составлении именно такого комплексного плана развития РЮО активное участие будет принимать и российская сторона. Ну а непосредственно планированием – «Центр стратегических разработок регионов», конечно же, с учетом пожеланий юго-осетинской стороны. Причем не только государственных структур, но и жителей районов Республики. По крайней мере, так было заявлено. В основу стратегии развития, которая охватывает период до 2030 года, лягут отраслевые программы, которые разрабатывают министерства, ответственные за ту или иную отрасль вместе с соответствующим министерством РФ. Нарабатывая необходимый материал, представители республиканских министерств и российские специалисты проехали по всем районам, опросили жителей, и в итоговом документе будет отражена вся ситуация, и даже просьбы отдельных граждан Республики.
Однако, в ряде случаев российская сторона будет очевидно категоричной. Это видно было и на пресс-конференции, в которой участвовал заместитель министра регионального развития РФ С.Верещагин. Например, он озвучил пожелания российской стороны относительно восстановления государственного театра и строительства университетского городка. Впрочем, эти пожелания выглядели несколько навязчиво...
Очевидно, что Россия ждет от нас самих более конкретной позиции по вопросам дальнейшего развития. Не случайно и «российский ревизор» Р.Нургалиев постоянно предлагает нам определиться в видении экономического будущего РЮО. То ли это развитие промышленности, то ли развитие аграрного сектора. Особенностью изменений становится необходимость упорядочения развития РЮО. Раньше планы развития не проглядывались далее календарного года. В 2005 году предпринималась попытка разработать перспективное видение развития экономики и социальной сферы страны. Была составлена Программа развития до 2020 года. Российская фирма представила красочно расписанные планы развития каждой отрасли. Однако дальше обсуждения дело не пошло.
Сейчас развитие предполагает краткосрочную и долгосрочную перспективу. На ближайшие годы до 2015 года будет работать Инвестпрограмма, а общее долгосрочное планирование будет проходить на основе упомянутой уже Стратегии развития до 2030 года. При этом определяется интересный факт. Объем ресурсов не ограничен. На развитие Южной Осетии есть деньги, которые заложены в бюджет РФ и деньги будут выделяться при соответствующем обосновании со стороны Южной Осетии. Никаких ограничений со стороны Российской Федерации нет. Сумма в 16 млрд., которая ранее предполагалась на реализацию Инвестпрограммы до 2015 года может быть увеличена, а может быть и секвестирована. Все будет зависеть от расторопности и убедительности наших запросов. Такова в общих чертах ситуация, сложившаяся в результате шестого заседания Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия.
Отметим определенные сложности в реализации ряда положений. Схема, по которой предлагается работать, создает проблемы уже в следующем году. Едва ли возможно будет успеть составить проектно-сметную документацию по объектам, на которых будет вестись работа в 2013 году. Во-первых, в Республике нет достаточно кадров, чтобы осилить такой большой объем. При этом финансирование работы по составлению требуемой документации начнется едва ли раньше весны будущего года. А результаты необходимы уже к февралю-марту. Потом та же процедура экспертной оценки. Это может сделать, по нашим сведениям, только одна организация в РСО – Алании, в самой Республике такого экспертного учреждения с необходимой сертификацией нет. Поэтому составление документации и ее оценка – это уже значительное время.
Возможны сложности и по формированию бюджета на новый год. Объем финансирования будет определен после того, как будут утверждены расходы на восстановление отдельных объектов. И уже после этого станет понятен весь объем бюджетных трат. А это так же произойдет нескоро по указанным выше причинам. Поэтому очевидно, бюджет будет сверстан в общих параметрах и уже после, как это делается и сейчас, будут вноситься поправки.
Относительно и самой разрабатываемой Стратегии развития Республики. Однозначно промышленность в широком понимании сегодня в РЮО не имеет перспективы. Причина в отсутствии сырья, квалифицированной рабочей силы и рынков сбыта. Да еще традиционные проблемы на таможне. Но и с сельским хозяйством не все однозначно. Сможем ли мы сделать продукцию, производимую на полях РЮО, конкурентоспособной? Пока что привозная продукция дешевле. Это и сыр, и зерно, и молоко. Да и вопрос экотуризма неоднозначен. Значительная территория, где могла бы развиваться эта отрасль, оказалась в приграничной, закрытой для широкого посещения, пограничной зоне. Кто не верит, пусть попробует прогуляться в Урстуальское ущелье. Едва ли туристы захотят проходить через долгие процедуры согласования документов в Пограничном управлении...
Так что вопросов много. И в этом нет ничего страшного. Главное процесс пошел. И идет он уже в рамках понятной логистики, а не на основе волюнтаризма.
Роберт Кулумбегов, Югоосетинская газета «Республика»