Вариации на тему сепаратизма

чт, 20/12/2012 - 17:41
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В одном из недавних обзоров говорилось об активизации сепаратистских настроений по всему миру. В качестве примера приводилась ситуация в Каталонии, Басконии, Шотландии, Гренландии, канадском Квебеке, отмечалась возможность раздела Бельгии... Сейчас в Европе, по сути, нет ни одной страны, которая бы не столкнулась с проблемой сепаратизма. «Разжижением государства» инфицированы все, только в разной степени. А в условиях надвигающегося кризиса более успешные в экономическом плане не желают более кормить за свой счет репрессивные территории.

В Каталонии 25 ноября прошли досрочные выборы в региональный парламент. О том, что их итоги могут оказать влияние на ситуацию в целом ряде стран Европы, было известно. После того, как испанский премьер Мариано Рахой отверг предложение главы правительства Каталонии Артура Маса предоставить самому восточному региону страны фискальную независимость, в Барселоне объявили: «Пришло время отделяться». Толчком к росту сепаратистских настроений оказались те самые экономические проблемы. Ежегодно автономная область как регион-донор отчисляет в казну Испании на 12-16 млрд. евро больше, чем получает обратно. И если раньше каталонцы это терпели, то в условиях затягивания поясов больше не желают этого делать. Поэтому то, что националистическая коалиция «Конвергенция и союз» победит на выборах – было ясно, вопрос – с каким преимуществом? Для парламентского большинства надо было набрать 68 мест, но коалиция неожиданно набрала всего 50 мест. И это несмотря на то, что в сентябре они вывели на улицы 1,5 млн. (!) человек. Сейчас «Конвергенции и союзу» как воздух нужен союз с другими местными националистами – Левой республиканской партией Каталонии (18 мест) и «Кандидатов народного единства» (2 места). Только в этом случае можно будет начать процесс отделения.
Правда есть еще одно препятствие. Против разрыва с Мадридом в первую очередь выступают каталонские бизнесмены. Они уверены, что после отделения потеряют свой главный рынок сбыта – испанский. Кроме того, многие компании решат вообще перевести свою деятельность из Каталонии в Испанию. По мнению ряду аналитиков, новоявленному государству грозит не только экономическая, но и политическая изоляция. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу предупредил, что после отделения Каталония не сможет автоматически стать членом ЕС – ей надо будет пройти многоступенчатую процедуру интеграции. Кроме того, для присоединения к Евросоюзу Барселоне надо будет заручиться поддержкой всех его членов, в том числе Испании. При этом все понимают, что Каталония слишком лакомый кусок, чтобы Европа от нее отказалась.
Впрочем, на каталонцев эти аргументы уже не действуют. Они уже видят себя независимыми и мечтают об объединении в одно государство всех каталонских земель – испанских Валенсии, Мурсии, Балеарских островов, части Арагона, независимой Андорры, французского Руссильона и города Альгеро на итальянском острове Сардиния.
Небольшая справка. Автономная область Каталония (столица – город Барселона) занимает около 6% территории Испании (32 114 кв. км. 6-е место среди 17 регионов страны), на которых проживает 16% ее населения (около 7,6 млн. 2-е место). Протяженность побережья Каталонии составляет 580 км., здесь насчитывается порядка 200 крупных пляжей. На Каталонию приходится около 20% ВВП (ВВП Каталонии – примерно 200 млрд. евро). По данным Института Каталонии безработица в регионе ниже, чем в целом по стране. Каталония борется за свою независимость с 1707 года, когда права каталонских областей были уничтожены.
Согласно Конституции Испании, автономии не могут проводить референдум без разрешения Центра. Каталонии в таком разрешении отказано: в октябре парламент Испании проголосовал против проведения там референдума о независимости. Напомним, что ранее Конституционный суд страны запретил референдум и в Стране Басков. Однако эксперты предполагают, что националисты будут усиливать давление на Мадрид. И дело может даже просто дойти до того, что Каталония откажется делать отчисления в бюджет Испании. Многие каталонцы прямо говорят, что не желают иметь ничего общего с Испанией. И чем хуже будет положение в Испании, тем скорее она отделится.
Теперь по прошествии выборов стало ясно, что лидер коалиции Артур Маса неверно рассчитал свои силы, инициировал досрочные выборы на два года раньше срока и в результате не добрал голосов. Масу, конечно, удалось превратить сепаратизм в злободневную проблему в Испании, но как оказалось, далеко не все склонны идти на реальное обострение отношений с Мадридом, и все дело в прагматизме каталонцев...
Не менее любопытна и ситуация с суверенитетом Палестинской автономии. Палестина фактически перестала существовать в 1948 году, когда стало появляться государство Израиль. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства: арабское, которому отводилось 44% территории Палестины, и еврейское. Арабы отвергли эту резолюцию, так как были убеждены, что вся Палестина принадлежит им. Тогда как евреи приняли резолюцию и создали свое государство на 78% территории Палестины. И осталось только то, что называется Западным берегом Иордана и сектором Газа. В 1967 году Израиль оккупировал и эти территории.
Много лет международные посредники пытаются помирить арабов и евреев, и когда, казалось бы, наступают потепление между сторонами, следовала очередная провокация, которая приводила к очередному конфликту. Дипломаты из Англии, Франции, США, Норвегии, Египта предлагали самые разные формы примирения, но все упирается в стену. Арабы требуют вернуться к границам 1967 года, возвращения Голанских высот и статуса палестинской столицы Иерусалиму. Евреи в ответ строят поселения на арабской территории и отгораживаются стеной.
После долгих лет борьбы в 1992 году в Осло было подписано палестино-израильское соглашение, а в 1994 году была создана Палестинская национальная администрация, которая начала с израильской стороной переговоры. Однако они ни к чему не привели. В то же время нельзя сказать, что палестинцы за все эти годы ничего не добились. Они, например, стали наблюдателями в ООН, полноценными членами ЮНЕСКО и даже участвовали в Лондонской Олимпиаде (в команде был один спортсмен). У Палестины есть свое посольство в России, других государствах. А на днях произошел прорыв: Палестине присвоили статус государства – наблюдателя ООН. За это решение проголосовали 138 стран, в том числе и союзники американцев. Против были Израиль, США и еще семь стран. Повышение статуса Палестины позволяет ей теперь судиться с евреями во всех международных судах, а это уже серьезно.
Решение Тель-Авива построить 3 тыс. новых домов на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме в ответ на повышение статуса Палестинской национальной администрации (ПНА) в ООН вызвало крайне негативную реакцию европейских стран. В знак протеста Великобритания вызвала для консультаций израильского посла. МИД Великобритании призвал Тель-Авив пересмотреть свое намерение, в противном случае пригрозил «жесткой реакцией». В том же ключе выступили Франция, Германия, Швеция, Чехия, другие европейские страны.
Кстати, волна сепаратизма потихоньку, несмотря на кажущийся монолит, захлестывает и США. Мало кто знает, но регулярно граждане всех 50 штатов подают петиции в Белый дом о выходе из состава США. Семь из них (Техас, Луизиана, Флорида, Северная Каролина, Алабама, Джорджия, Теннесси) даже набрали необходимое число подписей, чтобы рассчитывать на официальный ответ из Вашингтона.
По мнению замдиректора Института США и Канады РАН Валерия Гарбузова, инициатива общественности, которая обратилась на сайт Белого дома, совершенно не означает, что в штатах приняты решения о выходе из состава. Между тем, в американском законодательстве не существует даже соответствующей процедуры выхода. Таким правом обладает исключительно Техас. Поэтому какие-либо серьезные последствия у происходящего вряд ли будут. Такое случается – например, вопрос о выходе из состава США объявляли индейские племена. Потом все затихло.
Ну, и в конце обзора о Нагорном Карабахе. Уже сообщалось, что эту республику признал самый крупный Австралийский штат – Новый Южный Уэльс. А недавно Степанакерт посетила делегация Уругвая во главе с председателем палаты представителей Хорхе Орихи. Ее принимали на самом высшем уровне. Вообще, Уругвай среди латиноамериканских стран занимает особое место в истории Армении, поскольку именно Уругвай стал первой страной, официально признавшей геноцид армян в Османской империи в XIX-XX веках… Разговоры о признании Уругваем НКР возникли еще в прошлом году – министр иностранных дел страны Луис Альмагро на конференции в Монтевидео заявил: «Карабах – историческая часть Армении, и Уругвай рассмотрит на государственном уровне вопрос о соглашении с НКР о признании республики». Армянские журналисты быстро раздули эту тему. Но слегка поторопились. Политическим процессам нужно время. Но лиха беда начало. Главное, чтобы процесс пошел.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest