С распадом Советского Союза в Южной Осетии, собственно, как и на остальных территориях некогда большого и могущественного государства, активизировали свою деятельность представители самых разных религиозных течений и групп. В особенности их деятельность стала уверенно набирать обороты в местах локальных конфликтов и войн, ставших следствием центробежных тенденций на просторах бывшего СССР.
Примерно в это же время, в период и после военных событий начала 90-х годов прошлого столетия, в республике начала возрождаться православная община, но одновременно появились и эмиссары различных нетрадиционных религиозных объединений.
Отсутствие национального законодательства в области религии, которое регулировало бы правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, сподвигнуло парламент нашей республики принять Закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Был образован государственный орган по делам религии, в функции которого входило проведение единой государственной политики по отношению к религии и церкви в рамках уже действующего национального законодательства РЮО.
В 1998 году впервые был образован Комитет по делам религии при Правительстве Республики Южная Осетия, который впоследствии был реорганизован, а указом президента введена должность Уполномоченного по делам религии при Президенте. С первых дней функционирования данного института власти его возглавляет Соня Хубаева.
О состоянии дел в сфере религии и о вреде религиозных сект - в беседе с уполномоченным по делам религии при Президенте РЮО:
- Как известно, именно с распадом СССР на всем постсоветском пространстве активизировались различные секты. В Южной Осетии они появились именно в те годы. Какие религиозные объединения ведут свою деятельность на территории РЮО на данном этапе?
- Действительно, первые секты в Южной Осетии появились в годы распада Советского Союза. Именно в тот период, когда наш народ встал на путь освободительной борьбы с грузинским фашизмом, у нас стали появляться представители самых разных религиозных объединений. В том числе и сектанты. Все они к нам пришли из Грузии. В основном представители осетинской национальности, переехавшие из Грузии в Южную Осетию («Свидетели Иеговы», «Пятидесятники», «Баптисты», «Адвентисты седьмого дня»), и стали лидерами этих религиозных объединений. Это говорит о том, что внедрение сюда сект проходило целенаправленно. В то время на территории Югоосетинской автономной области не было ни одной действующей православной церкви.
- Какие религиозные объединения зарегистрированы? Известно, что во многих городах России и в других странах на уровне закона запретили их деятельность.
- На территории Южной Осетии на сегодняшний день официально не зарегистрировано ни одно религиозное объединение нетрадиционного толка, т.е. деятельность таких объединений, как «Свидетели Иеговы», «Пятидесятники» (Христиане Веры Евангельской), «Баптисты» (Евангельские Христиане Баптисты), а также «Адвентисты седьмого дня», противоречит югоосетинскому законодательству, и их статус не вписывается в действующее правовое поле. В законе четко прописано, что религиозное объединение, которое не зарегистрировано в Минюсте РЮО, не вправе осуществлять свою деятельность на территории нашей страны. И в этой связи имеются определенные вопросы, в том числе и у меня, как ответственного в рамках своих полномочий за соблюдением исполнения законодательства в области религии, к нашим правоохранительным органам, которые призваны должным образом реагировать на подобные факты.
- На сегодняшний день каково количество сектантов, есть ли подробные данные? Увеличилась ли их численность?
- Относительно количества сектантов в Южной Осетии точных данных нет. Это обусловлено закрытым характером их деятельности и принципами вероучений. Тем не менее, проводимая нами работа дает основание полагать, что с 1998 года по 2008 год наблюдалась определенная тенденция к росту числа сектантов, что для нашей небольшой страны, по сей день находящейся в условиях неурегулированных отношений с агрессивным южным соседом, не может не вызывать тревогу. После событий августа 2008 года их количество заметно сократилось. Если на первых этапах религиозные объединения в основном состояли из пожилых людей, то сегодня возраст сектантов заметно омолодился. Это связано с особенностями в вероучении нетрадиционных религиозных объединений, связанными со стремлением вовлечь в свои ряды целые семьи. И сегодня дети, которых приводили родители 20 лет назад, уже выросли, и на данном этапе они составляют основной костяк религиозных объединений. Думаю, большую опасность представляет то, что в секты приводят детей, где им проводят своеобразные уроки жизни. В пункте 6 статьи 3 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях в РЮО» четко прописано: «Запрещается вовлечение малолетних детей в религиозные объединения, а также их обучение вопреки их воле и без письменного согласия их родителей или лиц, их заменяющих».
- Какую опасность представляют религиозные течения для населения Южной Осетии? Насколько часто представители религиозных объединений нарушают Закон РЮО в ходе своей агитационной и проповеднической деятельности?
- Религиозные объединения, как я уже отметила выше, имеют право на существование, если их деятельность законна. Вместе с тем Конституция гарантирует каждому гражданину право на свободу совести и свободу вероисповедания, однако оно не должно нарушать права других граждан, которые могут иметь иное мнение, т.е. конституционное право человека и гражданина в данном контексте не отделимо от исполнения им установленных законами Южной Осетии обязанностей.
Другое дело, что требует закон от представителя той или иной религиозной организации. Насколько они предпочитают выполнять предписания своей религиозной группы, и насколько они выполняют законодательство РЮО. Деятельность некоторых религиозных объединений носит тоталитарный характер, и каждое действие и поступок, совершаемый членом этой организации, полностью подчиняются тому учению, которое они исповедуют.
Отказ в государственной регистрации может быть в том случае, если цели, задачи и деятельность религиозного объединения противоречат Конституции и законодательству РЮО. Например, служить в рядах армии и защищать Отечество - обязанность каждого гражданина, однако некоторые религиозные организации, в частности «Свидетели Иеговы», призывают своих братьев не брать в руки оружие.
Нарушением закона является также отказ от принятия медицинской помощи в случае опасности для жизни и здоровья. Именно членам объединения «Свидетели Иеговы» запрещено прибегать к переливанию крови. Если же кто-то нарушает этот запрет, то подвергается осуждению со стороны организации вплоть до исключения из ее рядов. Переливанию крови они предпочитают смерть. В связи с этим были и смертельные исходы, и такие факты зафиксированы во многих странах. В Южной Осетии был случай, когда больная отказывалась от переливания крови, но нашу информацию в больнице не подтвердили. Но данный факт имел место.
Из всех сект наиболее закрытая, с жесткой внутренней структурой управления, подпадающая под определение «тоталитарная», - это «Свидетели Иеговы», с головным офисом в Соединенных Штатах… Что касается их литературы, то она печатается в Германии, хотя в этой стране «Свидетели Иеговы» не имеют официальной регистрации. В Германии согласно закону можно публиковать любую литературу за определенную плату. Качество книг очень высокое, что говорит о том, что у организации есть большие средства.
В России «Свидетели Иеговы» имеют официальную регистрацию. Однако в некоторых регионах их деятельность запрещена, согласно решениям суда, а литература организации признана опасной. Например, в Республике Алтай суд признал руководителя горно-алтайской религиозной организации «Свидетели Иеговы» виновным в распространении печатных материалов, имеющих выраженное экстремистское содержание.
В Ашхабаде последователь религиозного течения «Свидетели Иеговы» был приговорен к лишению свободы по обвинению в распространении порнографии. И таких фактов очень много.
Если бы правоохранительные органы работали в правильном направлении, то в рамках закона можно пресечь их деятельность и на нашей территории. У нас есть жалобы, поступающие от граждан нашей республики, которые испытывают неудобства от соседства со «Свидетелями Иеговы». Сегодня они имеют свой отдельный центр в нашей республике - так называемый Зал Царства, дом по ул. Комсомольской, который оформлен на частное лицо, где и проводятся массовые мероприятия. Думаю, соответствующим структурам следует спросить их, на каком основании проводятся подобные массовые мероприятия.
- Какие методы воздействия, на ваш взгляд, используются религиозными организациями для вовлечения людей в свои ряды?
- Методы воздействия, используемые религиозными объединениями для вовлечения в свои ряды, общеизвестны. Обычно объединения активно действуют там, где произошли какие-либо трагические события, военные действия, стихийные бедствия и люди психологически менее устойчивы: испытывают нужду или же трагедию в личной жизни. Сначала они предлагают просто посетить их секту, а потом уже начинается своеобразная слежка и вербовка людей. Например, «Свидетели Иеговы» для этого используют специально обученных, красиво одетых людей, которые впоследствии становятся «пионерами», или «специальными пионерами», для них определяется конкретный район распространения литературы и вербовки путем подомового обхода. Действуют они парами и ежедневно заполняют специальные бланки и отчитываются о проделанной работе перед региональным центром. Им не рекомендуется общаться с родственниками помимо членов своей организации. Таким образом они проявляют свое братство. На собраниях нового адепта лишают общения с другими людьми, в том числе и родственниками. Всячески ему помогают в решении его проблем. Человек становится зависимым. Затем они уже начинают выдвигать свои требования, например, беспрекословное выполнение всех требований, которые выдвигает секта. Собираются деньги, хотя члены секты всегда отказываются это признать и говорят, что «члены объединения дают столько денег, сколько могут». Разумеется, верующий человек дает столько, сколько он может, зная, что Бога не обманешь. Эта просьба звучит на каждом собрании.
Распространение литературы на улицах города - это тоже нарушение закона, и необходимо привлекать этих людей к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Следует отметить, что в плане миссионерской деятельности православие заметно уступает нетрадиционным религиям.
-Распространены ли в Южной Осетии какие-либо мусульманские течения?
- Ислам в Южной Осетии не является традиционной религией и исторически не имеет распространения. В нашей республике не действуют какие-либо мусульманские группы верующих. В РЮО временно пребывает определенное количество людей из мусульманских регионов сопредельных государств, занимающихся торговлей и строительством и, полагаю, они исполняют свои религиозные обряды частным образом. Конкретные цифры мне не известны. Это сфера деятельности миграционных служб. В любом случае, мы будем действовать в рамах закона.
- На праздник Рождества Христова Южную Осетию посетил Амвросий Мефонский. Тогда же состоялась его встреча с Президентом РЮО Леонидом Тибиловым. Какие вопросы обсуждались? И как вы прокомментируете итоги встречи?
- Да, действительно, на второй день после праздника Рождества Христова Амвросия Мефонского принял Президент РЮО Леонид Тибилов. Это была первая встреча главы государства с Епископом Мефонским, в ходе которой состоялся обстоятельный разговор, затронувший все аспекты взаимодействия церкви и государства. Президент интересовался историей и сегодняшним состоянием Аланской Епархии, в том числе ее новейшим этапом развития, первыми шагами, предпринятыми священником Александром (Пухаевым) и вставшими с ним рядом православными мирянами по воссозданию православной общины. Была отмечена позитивная роль югоосетинского священства в укреплении православия в Южной Осетии.
Епископом Мефонским был поднят вопрос оказания помощи церкви со стороны государства для восстановления храмов, расположенных на территории республики. Относительно Епископа Георгия (Пухаева), ушедшего на покой по состоянию здоровья, Амвросий Мефонский пояснил, что в Южной Осетии не хватает священников, но если Епископу Георгию здоровье позволит и будет соответствующее обращение, то Синод рассмотрит вопрос продолжения его духовной деятельности.
В ходе беседы Президент особо подчеркнул, что православие для народа Южной Осетии является религией предков и государство будет всесторонне его поддерживать, и отметил, что уже принято постановление о восстановлении памятников архитектуры и культуры.
- В конце декабря Священный Синод Русской православной церкви принял решение о разделении Владикавказской и Махачкалинской епархии на две епархии - Махачкалинскую и Грозненскую и Владикавказскую и Аланскую (Северная Осетия). Руководство Южной Осетии приветствовало решение Священного Синода Русской православной церкви об учреждении Владикавказской и Аланской епархии. Как в этом свете видится дальнейшее сотрудничество между двумя Аланскими епархиями?
- В Южной Осетии приветствовали данное решение Синода РПЦ. Осетия является наследницей Аланской митрополии, и православные Северной Осетии не один год ставили вопрос образования отдельной епархии. Осетины - единственный христианский народ на Кавказе и, несмотря на то, что православные верующие Северной и Южной Осетии находятся под разными юрисдикциями, необходимо прилагать все усилия для укрепления православия. Будем работать в этом направлении.
- Как вам видится решение проблем в сфере вопросов религии?
- Работа с религиозными объединениями - важная и одновременно сложная сфера деятельности. В Южной Осетии официально действует православная церковь и четыре незарегистрированных религиозных объединения, в Северной Осетии - 42 зарегистрированных религиозных организации. В других регионах России их намного больше. В основном нам удается контролировать ситуацию и принимать превентивные меры по предупреждению появления в Южной Осетии новых нетрадиционных религиозных течений, хотя такие попытки не прекращаются. Как мы и ожидали, очередная волна была отмечена после событий августа 2008 года. В частности, это были представители религиозного течения бахаистов и ряд сект индуистского толка: кришнаиты, сайентологи и т.д.
Множество религиозных сект - это еще большее дробление нашего общества на мелкие группировки. Необходима платформа, которая объединяла бы наш народ. У нас серьезные пробелы в работе на идеологическом фронте. Отсутствует внятная национальная идея. Для решения вопросов религии одних законов мало. Нужен комплексный подход. Только консолидация всего нашего общества и совместные усилия по укреплению традиционных для нашего народа духовных ценностей, зафиксированных и в Конституции нашей страны, даст возможность находить оптимальные и эффективные пути решения вопросов не только в сфере религии, но и в других областях.
Алена ДЖИОТЫ