В декабре прошлого года парламент Южной Осетии утвердил представление президента о назначении Илоны Хугаевой председателем Верховного суда (ВС) Республики. О проблемых вопросах, с которыми Хугаева столкнулась на новой должности, и способах их решения председатель Верховного суда рассказала в интервью ИА «Рес».
- Илона Амверовна, расскажите об основных проблемах, с которыми Вы столкнулись с назначением на должность председателя ВС?
- Я бы сказала, что это острая нехватка кадров. Несмотря на большое количество юристов, которых выпускает каждый год наш университет, наблюдается нехватка высококвалифицированных специалистов. Подбор кадров у нас осуществляется, учитывая не только профессиональные качества претендентов, но и морально-нравственные, что очень важно для судей. Поэтому кадры — это основная проблема, которая стоит перед судебной системой Южной Осетии. Кроме того, несовершенность нашего законодательство во многом усложняет работу судебных органов. Причем нам надо совершенствовать не только законодательство, которое регламентирует деятельность судебных органов, но и законодательство в целом, в котором много пробелов. Мы руководствуемся законодательством Российской Федерации, постепенно развивая свою, но этот процесс идет медленными темпами. По многим объективным причинам нам не всегда подходят российские законы, там несколько другое государственное устройство. Поэтому нам нужно совершенствовать наше законодательство. Кроме того, наша сегодняшняя задача – помочь другим уполномоченным структурам в этом непростом деле. И, наконец, материально-техническое обеспечение судов – очень важная на данный момент проблема. Наши суды в этом плане плохо обеспечены. Я никак не ожидала, что реальная картина настолько плачевна, причем как в городе, так и в районах.
- Перешли ли судебные органы Южной Осетии к системе утверждения кандидатур судьей всех уровней в должности парламентом по представлению президента?
К такой системе мы перейдем в самое ближайшее время. Комиссией по совершенствованию конституции подготовлено уже все необходимое. Это правильное решение. Раньше, до 2006 года, все судьи назначались парламентом по представлению президента. Это правильно, потому что статус судей всех уровней единый, на них одинаково распространяются все гарантии и все обязанности, которые предусматривает закон «О статусе судей». Поэтому порядок назначения и наделения полномочий тоже должен быть одинаковым.
Председатели Верховного и Высшего арбитражного судов, а также их заместители также назначались парламентом по представлению президента с заключением квалификационной коллегии судей.
Однако в 2006 году в эту систему внесли изменения и судьи городского и районных судов стали назначаться указом президента.
- Как Вы оцениваете квалификацию судебного корпуса? Необходимо ли повышать квалификацию судей?
- Квалификацию повышать надо обязательно. В Российской Федерации есть специальная программа повышения квалификации судейских кадров. Раз в три года сотрудники судебных органов в обязательном порядке должны пройти переподготовку. Законодательство меняется очень стремительно, и за этими изменениями судебные органы должны следить постоянно, быть в курсе всех последних изменений. Что касается квалификации нашего судебного корпуса, я могу твердо сказать, что у нас хорошие, грамотные специалисты.
- Как Вы относитесь к возможности введения в Южной Осетии суда присяжных?
Я бы с большой осторожностью подошла к институту присяжных в Южной Осетии. Дело в том, что мы малочисленный народ и все друг друга знаем. Боюсь, что в нашей Республике будет сложно найти столько независимых, объективных людей, которые бы соответствовали закону о присяжных заседателях. Поэтому я скептически к этому отношусь.