Полпред президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев в ходе сегодняшнего совещания президента Леонида Тибилова с руководителями силовых структур проинформировал главу государства о результатах 23-го раунда международных дискуссий по безопасности в Закавказье, прошедших в Женеве 26-27 марта.
По словам полпреда, работа, как обычно, проводилась в двух группах — по безопасности и по гуманитарным вопросам.
«В группе по безопасности обсуждалось промежуточное заявление о приверженности всех сторон принципу неприменения силы. Грузинская делегация, которую на этот раз возглавлял замминистра иностранных дел Давид Залкалиани, заявила, что они поддерживают этот проект. При этом грузинская сторона подчеркнула, что документ может быть принят только после того, как российская сторона выступит с аналогичным односторонним заявлением. Тем самим они уже ставили крест на этом проекте», — сказал полпред.
Он отметил, что в ответ югоосетинская делегация заявила, что Россия не имеет никакого отношения к двусторонним отношениям Южной Осетии и Грузии, и предложила продолжить работу над документом.
«Большое внимание было уделено вопросам границы. В частности, международные организации с подачи грузинской делегации выражали обеспокоенность по поводу того, что мы ставим инженерные заграждения по линии границы, — рассказал Джиоев. — По их словам, это мешает свободному передвижению местного населения приграничных районов. С другой стороны, они заявили, что нарушения с нашей стороны, в частности, переход через административно-пограничную линию (как они её называют), вынуждает грузинскую сторону выставлять посты, как это было сделано недавно в селе Никози. Мы ответили, что нет никаких оснований говорить, что с югоосетинской стороны в сторону Никози границу переходили молодые люди в камуфляжной форме без опознавательных знаков и притесняли местное население».
В ходе встречи, по словам Джиоева, делегация Южной Осетии заявила, что во избежание в будущем аналогичных претензий югоосетинская сторона проводит работы по укреплению границы.
«Для нас это госграница с сопредельным недружественным государством, поэтому укрепление границы будет проводиться в соответствии с законодательством Южной Осетии. Мы ни на метр нигде не нарушаем грузинскую территорию, колючая проволока проводится на нашей стороне. В третий раз я официально заявляю, что в Южной Осетии указом президента образована комиссия по делимитации и демаркации госграницы Южной Осетии с Грузией и призываю грузинскую сторону к совместной работе», — подчеркнул полпред.
Такие же вопросы, добавил Джиоев, обсуждались по Ленингорскому району и селу Зардианткари.
«Было отмечено, что, как только будут решены все социально-экономические проблемы в Ленингорском районе, граница там будет закрыта», — заявил полпред.
В рабочей группе по гуманитарным вопросам, сообщил Джиоев, югоосетинская сторона сразу отвергла предложение Грузии по обсуждению вопросов «культурного наследия».
«Грузинская сторона связывает с этим посещение кладбищ, святых мест на территории Южной Осетии. Мы заявили, что это достояние осетинского народа, и мы сами можем обеспечить их сохранность. Я обратил внимание участников дискуссий на то, что долгое время мы добивались возвращения нашего культурного и исторического памятника — Оконского триптиха, который власти Швейцарии задержали в 2001 году при попытке продажи на аукционе и в 2004 году передали его властям Грузии», — отметил Джиоев.
Кроме того, полпред отметил, что на этот раз также проводилось итоговое заседание двух групп, но грузинская делегация в нём участие не приняла. В связи с этим югоосетинская делегация выразила протест, и всеми участниками встречи было отмечено такое поведение грузинской стороны.