Каджаев Вадим родился в городе Цхинвале 28 ноября в 1984 году. Учился в Государственном лицее искусств. Он был первым выпускником лицея, который решил посвятить свою жизнь искусству и поэтому точно знал, куда поступать. С лёгкостью сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Окончил его с отличием, и ему предложили преподавать в этом вузе. Сейчас Вадим Каджаев преподаёт живопись, рисунок, композицию на подготовительных курсах в своей альма-матер, готовит абитуриентов к поступлению в институт.
В. Каджаев трижды был награждён золотой медалью за успехи в учёбе. Он стал лучшим выпускником Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина, выиграл премию «Музы Санкт-Петербурга», стал лауреатом премии Санкт-Петербурга в номинации «Живопись». Недавно он получил Почётную грамоту Министерства культуры РЮО, а также Золотой знак правительства Чеченской Республики за достижения в области изобразительного искусства.
- Сегодня, молодёжь преимущественно поступает на юридический и экономический факультеты. Почему ты избрал профессию художника?
- Мне сложно рассуждать о том, почему именно эту профессию я выбрал. Как-то так благоприятно сложились обстоятельства. Родители мне не запрещали рисовать даже на стенах нашей новой квартиры. Нашим соседом оказался Лаврентий Павлович Касоев, к которому я так зачастил в гости, что меня уже прописывать там хотели (смеётся). Да и просто мне нравилось рисовать больше, чем любые остальные занятия.
- Не редко можно услышать, что образование не имеет особого значения, если есть талант. Как ты думаешь, какое значение имеет профессиональное образование в искусстве?
- Профессиональное образование, по моему глубокому убеждению, это фундаментальная основа, без которой очень сложно претворять в жизнь идеи. Это как нотная грамота. Человек, не имеющий понятия о нотах, симфонию сочинить не сможет. В живописи, практически, то же самое. Сегодня это странным образом можно считать спорным вопросом: якобы, зачем делать всё то, что делали до нас — надо развиваться, с бешеной скоростью идти вперёд и реализовываться. Для меня лично многое значит классическое искусство, со всей академической системой образования. Я считаю, что это необходимые крылья художника, с помощью которых он будет летать всю жизнь.
- А что для тебя значит творчество?
- Творчество — это выражение внутреннего мира художника, его состояния, выплеск эмоций, внутренние противоречия. Постоянный поиск себя, процесс необратимый. Это определённый ритм жизни души художника.
- Какому стилю и тематике ты отдаёшь предпочтение в своём творчестве?
- Я стараюсь не зацикливаться только на национальном творчестве. Это, конечно, основное, что я развиваю. Мне так же интересны общечеловеческие темы. Мир такой большой! Столько всего интересного происходило и происходит вокруг нас. Хочется многое охватить. Не знаю, насколько хватит сил и времени.
- Одна из твоих самых впечатляющих и больших работ — триптих «Кровники». Что побудило тебя к написанию этой картины?
- Тема кровников меня давно волнует, ещё с лицейских лет. Я долго не мог найти пластический язык для выражения своих мыслей по этой теме. Потихоньку картинка становилась ясней. Кровная месть губительно отразилась не только на нашем народе, она проносилась много раз по всему Кавказу, как чума, унося с собой целые фамилии. Конечно, это не может не волновать. У меня много идей по этой теме в разработке. Планирую за неё взяться в этом году вплотную. Мне интересны адаты гор, наполненные трагизмом и глубиной. Этим темам можно посвятить всё своё творчество, ведь так интересно заниматься режиссурой людских судеб в картинах.
- Насколько мне известно, ты учился на факультете монументальной живописи. Нет ли у тебя каких-либо планов на этот счёт?
- Действительно, я учился в мастерской монументальной живописи под руководством А. А. Мыльникова. Профиль мастерской подразумевает росписи, витражи, мозаики, сграфитто. То есть работа в архитектуре. На сегодняшний день росписи, наверное, единственное, в чём я себя попробовал. Делали с друзьями в г. Донецке (Украина) росписи в храме Преображения Господня. Расписали огромный потолок длиной в 14 метров и шириной 8 метров. Получил огромный опыт и глубокое удовлетворение. В такие моменты вспоминаешь о своих учителях, которые к этому и готовили, все их наставления и советы.
- Кто оказал на тебя наибольшее влияние в процессе обучения и становления как художника?
- К моему воспитанию приложили руки очень многие хорошие мастера. Я безмерно благодарен судьбе за те подарки, которыми она меня одаривала в периоды моего обучения в институте им. Репина. Мне посчастливилось учиться у великого мастера, последнего классика из той эпохи — А. Мыльникова, у С. Н. Репина, А. К. Быстрова и многих других. Особое место занимает Игорь Михайлович Кравцов. Очень хороший художник и человек был. Царствие ему Небесное!
- Оказывать влияние — это одно, а вдохновлять — другое. Кто или что тебя вдохновляет на создание новых полотен?
- Это может быть совершенно случайная вещь. Каждый раз происходит по-разному. К одной теме ты готовишься долго, собираешь материал, копаешься в эскизах, смотришь фильмы по теме и читаешь литературу. А другая — может появиться ниоткуда и очень легко. Вдохновить может совершенно случайная деталь, например, помятая бумага на столе у одного может вызвать бурю фантазийных эмоций, а другой вовсе и не заметит.
- Сейчас ты преподаешь в том же вузе, где и получил образование. Что тебя больше всего привлекает в преподавательской деятельности?
- Преподавание не даёт оторваться от традиций, от истоков, от основ. Это ещё и то живое общение, которое обогащает не только ученика, но и педагога. Педагог отдаёт многое и получает взамен нечто другое — благодарность. Искренне радуюсь, когда до ученика доходит то, о чём ты ему говоришь, и слова находят применение. Ведь мы занимаемся одним и тем же. Единственное различие — это опыт. Художника-педагога подстёгивают ученики. Надо подавать пример своим студентам, чтобы были вера и взаимопонимание.
- Какое достижение наиболее значимо для тебя?
- Я пока молод, чтобы рассуждать о каких-то достижениях. Быть может, под конец жизни я бы мог ответить обширнее на этот вопрос, но пока не могу и не имею права говорить о достижениях. У меня много планов, много различных идей, тем. И если хоть половину задуманного удастся осуществить, вот тогда можно будет говорить о достижениях.
- Но на данный момент у тебя же есть победы, возможно, ты их считаешь маленькими, но всё-таки победы. Какую из них ты считаешь наиболее яркой?
- Пожалуй, самое высокое достижение — это то, что я с отличием окончил институт имени Репина, и не позорю имена своих учителей.
- У каждого художника есть другой творец, который его вдохновляет. Кого из мировой художественной культуры ты можешь выделить? Как он повлиял на тебя?
- Это очень сложный вопрос, потому что мне нравится творчество многих художников различных стилей и направлений. Это и Микеланджело, и Леонардо да Винчи, и Караваджо, Сурбаран, Креспи, Тьеполо, Веронезе, Тициан, Рогир ван дер Вейден и многие другие. Великолепная русская школа с блистательными мастерами, европейская школа. В каждом художнике есть своя неповторимая черта, и все вместе, в синтезе, наверное, они и влияют на меня, и будут влиять дальше.
- Несмотря на то что ты вдали от Родины, всё же участвуешь в развитии культуры и искусства Южной Осетии, открываешь выставки своих работ. И это уже внесённая тобою лепта. Как сегодня ты оцениваешь уровень культуры в Цхинвале? Твои пожелания жителям родной республики.
- Я хотел бы, чтобы в Цхинвале взорвалась бомба под названием Искусство! И чтобы осколки этого Искусства попали в каждый дом. У нас очень много талантливой молодёжи.
Стоит уделять больше внимания искусству со стороны властей. Оказать поддержку молодым ребятам, у которых есть талант, целеустремлённость, работоспособность и желание сказать что-то хорошее и стоящее посредством кисти, красок и резца. На сегодняшний день уровень культуры снизился. У нас были такие замечательные мастера живописи, нам есть на кого равняться! А многие студенты художественного училища и не знают, кто такие, например, Котаев, Гассиев, Санакоев и многие другие. Нет информации, агитации, популяризации. Родители гасят в своих детях желание рисовать. Это печально.
Надеюсь, мы сможем найти в себе силы встать на нужную дорогу. Направить молодых художников в творческое русло. Кончилась война. Она не должна стать причиной увядания. Настало время созидания!