Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии (26 августа 2008 года), чтобы обеспечить безопасность и выживание народов обеих республик. Об этом в интервью телеканалу RTVI заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, сообщает официальный сайт МИД РФ.
По словам главы российского внешнеполитического ведомства, до начала агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года Россия не ставила перед собой цели признания независимости этих государств.
«Никто об этом даже не думал. Я был свидетелем этих событий, как всё обсуждалось в Москве. Цель была одна — остановить кровопролитие», — сказал Лавров.
Однако, напомнил он, после того как президент Грузии Михаил Саакашвили отказался соблюдать условия договора Медведева — Саркози, предписывающего сторонам соблюдать перемирие и, главное, начать международные дискуссии по определению статуса Южной Осетии и Абхазии, у России не оставалось иного пути обеспечить безопасность населения Республик, кроме признания их независимости.
«Саакашвили сказал: ''Никаких обсуждений''. Его последующие реваншистские заявления привели нас к выводу, что другого пути, кроме признания независимости, для обеспечения безопасности и выживания народов, по нашей оценке, не было», — отметил министр.
Кроме того, Лавров подчеркнул, что решение о признании независимости Южной Осетии не подлежит пересмотру, в том числе и потому, что в Грузии нет и в обозримом будущем не предвидится политика, который скажет: «Всё, мы забыли об этом, были неправы».
«Точно так же не будет российского политика, который скажет: ''Давайте вернём всё на круги своя''. Этого не может быть. Когда американцы предлагают нам в контексте ограничения или контроля над обычными вооружениями в Европе записать необходимость уважения границ, существовавших до августа 2008 года, мы отвечаем, что они могут не соглашаться, но это решение российского президента и российского руководства», — сказал Лавров.