Студенты IV курса осетинской студии актёрского факультета Театрального института имени Б. В. Щукина в этом году заканчивают обучение. На курсе 15 человек, и им предстоит вернуться в Южную Осетию и влиться в коллектив Юго-Осетинского госдрамтеатра имени Коста Хетагурова, который сегодня ютится в здании Совпрофа в Цхинвале. Как известно, здание драмтеатра сгорело во время пожара в 2005 году, новое - до сегодняшнего дня не построено. Выпускникам одного из лучших московских таетральных вузов, которые прекрасно себя показали во время учёбы, предстоит решить – вернуться и работать в Республике или продолжить театральную деятельность в столице России. В интервью ИА «Рес» один из самых талантливых и ярких студентов осетинской студии Григорий Мамиев рассказал о своём видении культурной жизни в Южной Осетии и нелёгком выборе, который ему предстоит сделать по завершении учёбы.
- Уже много лет прошло с того драматично дня, когда в пламени пожара было уничтожено единственное в Южной Осетии здание театра. Сегодня вместо живописного храма Мельпомены мы имеем полуразрушенное сооружение в центре Цхинвала. Как, на Ваш взгляд, это отразилось на уровне театрального искусства в Республике?
- Это крайне негативно отразилось не только на театральном искусстве, но и в целом на культурной жизни. Мы потеряли восемь лет в процессе развития национальной культуры и национального искусства – мы отброшены на восемь лет назад. За это время можно было поставить минимум 15 совершенно новых интересных спектаклей. Вместе с тем, со сцены театра актёры бы имели возможность доносить до зрителя нашу национальную культуру, красоту родного осетинского языка. Сегодня же у актёров нет условий для нормальной работы, чтобы они могли полностью проявить свой потенциал – они работают в невыносимых условиях.
- Вы имеете возможность учиться в одном из самых престижных вузов России, Вам преподают лучшие мастера театрального и киноискусства. Несомненно, в процессе учёбы Вы невольно сравниваете уровень наших актёров со столичными. К каким выводам Вы приходите?
- У нас прекрасные актёры! Это величайшие мастера! Считаю за честь выйти на одну сцену и сыграть вместе с ними! Дима Парастаев, Сослан Бибилов… перечислять можно долго. Я уже не говорю об актёрах более старшего поколения. Не могу не вспомнить знаменитого Ростика Дзагоева – именно он мне дал почувствовать театр. Его уход из жизни стал большой потерей для общественности.
- Недавно состоялся третий, уже последний, дипломный показ спектакля вашего курса «Ромео и Джульетта», где вы в очередной раз показали прекрасный результат. В ближайшее время вы станете выпускниками Театрального института имени Бориса Щукина. Что вы планируете делать дальше - вернётесь в Южную Осетию или останетесь в Москве?
- Да, действительно, мы выпустили уже третий дипломный спектакль, и я хочу сказать, что все три спектакля великолепны. Много сил потрачено на то, чтобы воплотить их в жизнь, да и четыре года обучения не прошли даром. Что же будет с пятнадцатью молодыми актёрами, горящими желанием работать и проявить себя? Это очень сложный вопрос. Повторюсь, есть три шикарных спектакля. Где мы можем их представить? В доме культуры Совпрофа? Неизвестно, когда у нас наконец-то будет свой театр! Мы подписали контракты, перед тем как уехать в Москву и получить высшее образование. В этих контрактах есть пункты, которые гласят, что к моменту окончания учебы здание театра будет построено, нуждающиеся в жилье будут им обеспечены. Что же мы имеем на сегодняшний день? Театра нет, думаю, что и пункт договора о жилье не будет соблюдён – мы уже сегодня можем расторгнуть эти контракты и не возвращаться в Цхинвал. Поверьте, мы здесь, в Москве, не останемся невостребованными – кто-то уже снимается в кино, есть предложения работать в театре. Но мы ХОТИМ вернуться! Мы хотим работать на благо нашей Родины! Это не пустые слова и не пафос.
- У сотрудников Юго-Осетинского госдрамтеатра, у всех жителей Южной Осетии и даже многих представителей других республик, так или иначе связанных с Южной Осетией, возникает справедливый вопрос: почему за такой большой срок и при таком огромном финансировании со стороны Российской Федерации мы не смогли до сих пор построить здание театра? Как Вы думаете, каковы основные причины того, что в центре Цхинвала мы на сегодняшний день имеем лишь развалины сгоревшего театра?
- Это не просто развалины сгоревшего театра – это развалины нашей культуры, наша боль! Это не проблема финансирования, не проблема времени... это проблема человеческого фактора, проблема отношения чиновников к культуре. За такой срок можно было построить несколько театров.
Вице-премьер Алла Алексеевна Джиоева в своей партийной газете написала статью, где призывает всех к здравому смыслу и предлагает построить театр в прежних размерах. А труппа того же театра выступает за то, чтобы был построен большой театр, макет которого уже год как готов. Это прекрасное здание, современный театр, отвечающий всем требованиям нового времени. Уважаемая Алла Алексеевна, обращаюсь к вам - прислушайтесь к мнению труппы театра.
- Думаю, многие из Вас рано или поздно вернутся в Южную Осетию. В таком случае, планируете ли Вы вносить какие-то коррективы в работу театра, пытаться реализовать новые идеи, вливать свежую струю в устоявшиеся традиции осетинского театра?
- Мир развивается, и театр должен развиваться вместе с ним. Необходимы гастроли за границу, нужен свой сайт, нужно больше спектаклей интересных и разных, нужна своя театральная школа или просто Школа искусств. Если бы смысл театра был только в том, чтобы развлечь зрителя, не стоило бы вкладывать в него столько труда, эмоций и переживаний. "Театр есть искусство отражать жизнь" - эти слова сказал великий Станиславский.