На недавнем заседании югоосетинской части Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией обсуждались пути выхода из ситуации, в которую попало ГУП «Дорэкспострой», задолжавшее различным ведомствам и налоговым органам более 300 миллионов рублей. О том, из чего эти долги сложились, и о возможных вариантах решения проблемы ИА «Рес» рассказал председатель Комитета по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Эдуард Гуззитаев.
- В 2012 году, когда создали Комитет по строительству и эксплуатации автомобильных дорог, было постановление правительства о передаче ГУП «Дорэкспострой» в подведомственное подчинение вновь созданного ведомства. Когда мы начали вникать в процессы, оказалось, что у предприятия есть неотчетная сумма — факт нецелевого расходования средств. После того, как мы поставили на баланс имущество предприятия, выявилось, что неотчетная сумма составляла 377 миллионов рублей. На сегодняшний день она сократилась до 308 миллионов рублей, в связи с тем, что те суммы, которые были проавансированы подрядчикам - более 60 миллионов – осваиваются, подрядные организации выполняют свои работы.
Эти суммы складываются также и из налоговых задолженностей. В августе 2012 года со счетов предприятия было списано 40,5 миллионов рублей. Был выявлен недочет по НДС в размере 20 миллионов рублей, после чего организация была оштрафована на 14,5 миллионов рублей, и кроме того начислена пеня в пять миллионов рублей. Все эти средства были списаны со счетов «Дорэкспостроя». На эти же неотчетные средства, расходовавшиеся нерационально, была приобретена техника на 108 миллионов рублей.
На 24 миллиона рублей были приобретены инертные материалы у какой-то фирмы. Получилось так, что количество этих материалов должно было составить порядка 40 тысяч кубометров, но на момент проверки в наличии оказалось всего 19 тысяч кубометров.
Эти суммы складывались и вышла вот такая астрономическая цифра – 377 миллионов рублей.
Кроме того, по устному поручению руководившего тогда Республикой Вадима Бровцева в 2012 году 6,5 и 5,5 миллионов рублей были перечислены ООО «Кварц» и ООО «Камни Урала» соответственно на приобретение гранитных камней для проведения берегоукрепительных работ в районе Старого моста в Цхинвале. Там были проведены работы, на которые были израсходованы 15 миллионов рублей. Предварительная проверка показала, что действительно эти работы выполнены, но так как нет проектно-сметной документации и не был заключен соответствующий договор, эта сумма нигде не учтена. Мы пытаемся с помощью Минстроя включить ее в Инвестпрограмму, чтобы работы в будущем были зачтены.
Некоторые другие организации также не смогли отчитаться за выполненные работы.
Кроме того, надо отметить, что на сегодняшний день у нас нет таких специфических работ, для которых ранее была приобретена техника на 108 миллионов рублей. Можно сказать, что эти механизмы были приобретены несвоевременно, можно было приобрести более необходимую на тот момент технику или провести соответствующие работы на дорогах.
- «Дорэкспострой» активно задействован на работах по благоустройству и асфальтированию городских улиц. Если она не сможет освободиться от долга, возможно ли будет закончить тот объем, который вам поручен в этом году – 18 улиц?
- Ситуация такая, что те работы, которые мы проводим по городу, обходятся нам гораздо дороже, чем они стоят на самом деле. Нам приходится постоянно возвращаться к уже проделанным работам из-за некачественно выполненных работ по замене подземных коммуникаций. Возникают утечки, разрывы труб и все это надо заменять, выкапывать и вывозить грунт, который мы уже уложили и так далее. Работы, которые нам поручают, можно выполнять гораздо быстрее, если бы ранее выполненные работы были сделаны качественно. Я помню, как зимой 2010 года выкопанные траншеи обратно засыпались землей вперемешку с мусором, снегом, строительными отходами. Я не знаю, чье это было указание, но это можно назвать только вакханалией. Эти работы уже приняты, средства освоены, и сейчас нам, вместо того, чтобы делать выемку грунта согласно ПСД 20 сантиметров, приходиться копать больше метра, вывозить глину и грязь. Эти работы уже никак не учтены в ПСД, они уже освоены, поэтому правительству и нам очень сложно изыскивать дополнительные средства на проведение этих мероприятий.
Поэтому мы стараемся работать рационально, заблаговременно готовиться к работам, применять новые технологии, прислушиваться к советам специалистов — как можно сэкономить.
- Каким Вы видите выход из сложившейся ситуации?
- Провести работы там, куда были действительно выделены средства — ремонт дорог Цхинвал-Знаур, Дменис-Бикар, Гуфта-Квайса — мы выполнить уже не сможем. Думаю, было бы логичнее механизмы, которые были приобретены на эти 108 миллионов рублей, поставить на учет. Все документы на них есть. Если бы их засчитали в Инвестпрограмме как «приобретение механизмов», нам было бы легче работать дальше. Есть из этих нецелевых средств суммы, которые мы надеемся вернуть.
«Дорэкспострой» - государственное унитарное предприятие, создававшееся на базе бывшего дорожно-строительного управления, как мы все видим, работает плодотворно, выполняет поставленные задачи качественно. В Республике очень много высокогорных дорог, и нам необходима стабильная, маневренная и работоспособная организация, которая могла бы поддерживать наши дороги в надлежащем состоянии. Мнение и коллектива, и руководства таково: с привлечением строительных ресурсов и других накоплений, погасить все долги нереально. Это означает, что организация встанет. Те средства, которые мы сейчас используем для погашения долга, предназначены для расширения материально-технической базы ведомства, чтобы мы качественно выполняли наши задачи. Протяженность дорог у нас увеличивается, и с каждым годом для их содержания приходиться привлекать больше сил и техники. Если не будет принято решение о списании или погашении этого долга, мы работать дальше не сможем. Над этим вопросов работает несколько ведомств. Эти материалы рассматриваются и в Генеральной прокуратуре, надеюсь, что и там будет принято какое-то решение. Тем не менее, на сегодняшний день у нас сложилась вот такая сложная ситуация.
В этой организации работает более 400 человек, у них есть семьи, по меркам нашей Республики это большое количество рабочих мест.
В наших условиях нужно решать такие проблемы по-другому — или списать, или как-то реструктуризовать. Виновных, конечно, нужно наказывать. Но когда есть организация, способная выполнять работы, ее нужно поддержать, законно и правильными методами. Я думаю, разумное решение будет принято.