Амага Готти: Классическую музыку в Осетии надо возрождать

чт, 05/09/2013 - 08:37
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Для Амаги Готти (Ирины Готоевой), оперной певицы из Южной Осетии с необыкновенным редким голосом – драм-сопрано, обладательницы титула «Bella Voce», нынешний год выдался творчески насыщенным. В феврале Готти открывала «Музей Бессонницы» Леонтия Озерникова в Москве, в марте выступала в качестве председателя жюри на первом международном конкурсе российских исполнителей «Музыка любви» в городе Аланья (Турция). В апреле в Государственном музее «Преодоление» имени Н.А. Островского состоялся ее сольный концерт, а в мае в Национальном государственном театре оперы и балета РСО-Алания состоялся её благотворительный концерт «Прости…».
Кроме того, Амага Готти ежегодно принимает участие в проекте «Дни осетинской культуры в Европе». Артистка реализует и благотворительные проекты. В августе Амага Готти приехала в свой родной край на празднование пятой годовщины признания Россией независимости Южной Осетии. На грандиозном концерте, который прошел на республиканском стадионе в Цхинвале 26 августа, она блистала вместе с другими звездами мировой оперы. В интервью ИА «Рес» Амага Готти рассказала о своей творческой деятельности и поделилась мнением об уровне музыкального искусства в Осетии

- Быть председателем жюри международного музыкального фестиваля в одном из европейских государств – это большая честь. Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в фестивале «Музыка любви» в городе Аланья.

- Я открывала фестивальный вечер арией Сантуцци из оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Поехать на фестиваль я смогла при поддержке Министерства культуры Южной Осетии, а также известного мецената Алана Чехоева. Спасибо нашему руководству за такую поддержку и спасибо братьям Чехоевым – им не безразлична моя творческая жизнь.
Мою кандидатуру сначала в качестве члена жюри директору Русского культурного центра в городе Аланья Катерине Гюндюз представило «Агентство культурных и бизнес-коммуникаций». Гендиректоры организации Елена Пристанская и Нийоле Точицкая – это люди, которые вкладывают в меня душу, благодаря им я на первых местах в подобных проектах. Я им безмерно благодарна.
Очень долго длились переговоры, так как я гражданка и уроженка Южной Осетии, но, в итоге я вошла в российскую команду. Одновременно велись переговоры с известным российским музыкантом и композитором Александром Градским, он должен был возглавить жюри, но по состоянию здоровья не смог этого сделать. В результате, после совещания меня удостоили чести быть председателем жюри этого международного конкурса.
Я осталась председателем жюри и если на следующий год, фестиваль будет иметь продолжение и я буду стараться, чтобы на нем выступили и наши молодые певцы. Моя цель - пропагандировать народ Южной Осетии, как носителя высокой культуры и каждый раз, когда я выезжаю в Европу я делаю все возможное для достижения этой цели.

- В мае нынешнего года вы дали благотворительный концерт памяти Фатимы Козаевой «Прости…», средства от которого пошли на лечение больных детей. Что вас подтолкнуло к организации этого проекта?

- Это очень трогательная история. Я всегда мечтала дать сольный концерт в Северной Осетии, но как-то не получалось. Но ко мне обратились родственники Фатимы Козаевой, которая безвременно ушла из жизни из-за тяжелой болезни. Как они мне рассказали, Фатима очень любила слушать мои арии, когда ей было особенно тяжело. Перед смертью она передала через родственников слова благодарности за мое творчество, голос, талант, и то, что она мной гордится. Она мечтала попасть на мой концерт, но, к сожалению, так и не попала. А я была с ней знакома – мы общались в детстве. Кроме того, в этом году у меня случилась неприятная история - я попала в страшное ДТП, еле выжила. Придя после этого в храм, на службе я оказалась вместе с маленьким ребенком и его мамой. В ходе разговора выяснилось, что ребенок болеет лейкозом, у него еще и проблемы с сердцем - мама вымаливала ребенка день и ночь. На следующий день они должны были выехать в Петербург на операцию. Деньги, которые собирались в храме, отдавались больным детям, но, эти их не много и они не спасут больного ребенка. Мне захотелось оказать хоть какую-то помощь этим больным детям, и я решила позвонить родственникам Козаевой. Я сказала, что готова дать благотворительный концерт, посвященный Фатиме - она для меня эталон осетинской женщины, матери, она воспитала прекрасных детей и всегда была готова помочь беспомощным людям, бедным, больным. Все средства, собранные с концерта, пошли на лечение больных детей.
На концерте был аншлаг! Эту благотворительную акцию поддержали как северные, так и южные осетины. Часть билетов была отправлена в Южную Осетию, очень много зрителей приехало с юга - премьер Южной Осетии Алла Джиоева, советник президента Жанна Зассеева, глава МВД Ахсар Лавоев, министр обороны Валерий Яхновец, представители министерства культуры, почти весь аппарат правительства. Были также представители руководства Северной Осетии.
Я своим творчеством стараюсь объединить народ Осетии. Не должно быть разделения на северную и южную Осетию, должна быть единая Алания.

- Над какими проектами Вы работаете сегодня?

- Сейчас усиленно работаю над немецким репертуаром. Говорят, что немецкие классики это моя фишка, и у меня хорошо получается петь осетинских классиков. Веристов (в музыке веристское направление, представленное главным образом оперным творчеством П. Масканьи, Р. Леонкавалло и отчасти Дж. Пуччини. - прим.автора) поют многие в Европе. Сложно петь немецкую музыку Вагнера, Берга, Брамса. У нас с молодым маэстро, талантливым дирижером Заурбеком Гугкаевым в планах в сентябре организовать концерт немецкой музыки в Северной Осетии. Кроме того, есть предложения от известного осетинского композитора Ацамаза Макоева исполнить его произведения, а так как мне очень нравится его музыка, я восхищаюсь его творчеством, то буду работать и в этом направлении. С Макоевым мы хотим возродить осетинских классиков.

- Кто еще из наших певцов исполняет осетинскую оперу, и на каком уровне, на ваш взгляд, находится оперное искусство в Осетии?

- Я считаю, что осетинскую оперу очень мало исполняют. У нас очень много красивой музыки – чего стоит Илья Габараев – у него потрясающая музыка. Его романсы на слух кажутся очень легкими, но я просто зуб сломала на этих романсах – очень сложно их исполнять по технике. Это как поешь оперу Беллини «Норма». У нас еще есть прекрасный композитор Жанна Плиева, которая пишет просто фантастическую музыку, и романсы у нее такие мистические. Классику в Осетии надо возрождать. После оперных певиц Долорес Билановой, Марии Котолиевой, Эмилии Цаллаговой этим никто не занимался. Раньше классическую музыку часто транслировали, а сейчас ее практически нет в эфире.
Хочу записать отдельно диск осетинских композиторов, классиков, но проблема опять-таки в финансах. Так как мои предыдущие диски были записаны не в лучших студиях, то соответственно качество не на должном уровне. Записать произведения осетинских композиторов в своем исполнении – это большая путевка в мир высокого вокального искусства. Это уважение к тебе, к твоей культуре – чтобы слушатели могли наслаждаться нашими прекрасными произведениями.

- Много представителей осетинского народа реализовали себя в сфере культуры за пределами Осетии. Почему, на Ваш взгляд, на родине они не очень востребованы и не достигают больших высот?

- У нас очень сильная вокальная школа. Наши исполнители в лидерах в джазе – Ирина Томаева, Зарифа Зангиева. Наши танцоры в балете, дирижеры и многие другие. Я бы хотела, чтобы в Осетии был организован грандиозный фестиваль, где все наши звезды, прославляющие страну в Европе, соберутся вместе и сбросят такую «культурную бомбу» в Осетию. Чтобы низкопробная культура стала исчезать. Я бы очень хотела, чтобы мы организовывали фестивали в Европе, как например абхазы, у них очень приличная вокальная школа, но наши на голову выше. Однако в Абхазии понимают, что необходимо продвигаться в Европу и делают для этого многое. Почему нам должны помогать только меценаты? Должна быть создана и реализована государственная программа. Предпочтение в Осетии, почему-то отдается не местным артистам, а приезжим – для них создаются все условия, наши должны ждать, когда им предложат второстепенную партию. Агунда Кулаева, Вероника Джиоева, Эллина Цаллагова, Зарифа Зангиева, Сослан Кулумбегов, Диана Бестаева, группа «Бонварнон» - много разноплановых артистов. Я полгода билась, чтобы организовать тот благотворительный концерт, меня поддержали лишь потому, что он был благотворительный.
Я представила руководству Южной Осетии несколько проектов, направленных на возрождение культуры в Осетии, на культурный обмен с Европой и надеюсь на серьезную поддержку руководства моей страны в реализации этих проектов. Тогда мы будем, конечно, более известной в культурном плане нацией, чем сейчас.

- Вы планируете реализовать какие-то проекты для поддержки молодых исполнителей в Южной Осетии?

- Да, я чувствую необходимость поддержать наше Цхинвальское музыкальное училище –вокальному отделению нужен более высокий статус. Положение здесь сейчас удручающее. Должен быть ажиотаж на вокальное отделение, на фортепиано. Пришло время делать акцент на культуру. У нас роскошные голоса на юге, необходимо их поддерживать, они должны видеть перспективу своей профессии. Необходимо разработать программу развития вокального направления, в этом направлении я и планирую работать.
Недавно вместе с Вероникой Джиоевой мы провели мастер-классы для воспитанников училища – я поделилась своим опытом с ребятами и сама же получила мастер-класс от Вероники.
Хочу выразить огромную благодарность моим преподавателям из пятой школы – они вложили в нас самое светлое и сокровенное, что в нас есть. Благодаря Юзе Бекоевой я изучила немецкий язык, и сейчас у меня хорошо получается петь немецких композиторов. Благодаря ей же, я стала заниматься пением. У нас были прекрасные педагоги.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest