Четвертый соседский президент или стоит ли ожидать попыток нового гуманитарного проникновения с юга

пн, 18/11/2013 - 12:22
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

27 октября 2013 года в Грузии состоялось любопытное событие – завершилась эпоха третьего по счету президента страны Михаила Саакашвили. Завершилась непривычно спокойно и впервые (!) не путем свержения действующего главы (западные патроны постарались не ударить снова в грязь лицом).

Вполне очевидно, что период правления «неистового Миши» будет еще анализироваться и восприниматься в «театральной» Грузии двояко. Однако негатива будет в любом случае больше, особенно из-за августа 2008 года.
Надо сказать, что Саакашвили потерял бразды правления фактически еще год назад, когда с треском проиграл парламентские выборы. До этого он протолкнул несколько инициатив, которые ему же самому вышли боком. В частности, Саакашвили перекроил Конституцию страны, превратив ее, по сути, из президентской в парламентскую. Теперь главой государства де факто становился премьер-министр, парламент приобретает новые полномочия, а президенту оставались чисто представительские функции. Такое перераспределение власти было предпринято с одной единственной целью: Саакашвили пытался обеспечить себе политическое бессмертие, оставалось всего ничего – пересесть в кресло премьер-министра, но… рейтинги Мишико неумолимо падали, достигнув девяти процентов, и в результате на парламентских выборах победила оппозиционная «Грузинская мечта», а ее лидер – Бидзина Иванишвили – стал главой Кабинета министров.
С этого момента в стране все круто изменилось. Миллиардер Иванишвили за счет своих и привлеченных средств устроил гуманитарные акции в размере 5 млрд. долларов. Облагодетельствованы были фермеры, предприниматели, пенсионеры, обездоленные... Была повышена заработная плата и пособия некоторым категориям населения. При этом происходил отказ от всего, что являлось детищем Саакашвили. Было законсервировано строительство многих крупных объектов, в том числе города Лазики и железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс. Параллельно на свободу вышли тысячи заключенный, пострадавших от режима Саакашвили. Стал вопрос об обратном переводе парламента из Кутаиси в Тбилиси. Заговорили о пагубности большинства политических решений уходящего президента… В тоже время за Михо все же признают отдельные достижения. Это, прежде всего, строительство дорог, благоустройство Тбилиси, реформа полицейской системы, ликвидация «воров в законе», закрепление за Грузией международным сообществом статуса «образца демократии» и т.д. К провалам относят – крайнюю коррумпированность, низкий уровень жизни населения, жесткое подавление инакомыслия, подконтрольность судебной системы, потерю пятой части территории страны, пытки в тюрьмах и, наконец, авторитарный режим.
Многие эксперты полагали, что Саакашвили за год до своего официального отстранения предпримет ряд мер, чтобы реанимировать себя и свою партию. При этом не исключалось, что он может пойти на прямое нарушение закона, применит силу, создаст очаги напряженности, использует внешний фактор и т.д. В этом плане, после западного наказа, он проявил нехарактерную сдержанность, хотя и устроил целую серию экстравагантных выходок. Метясь с одного международного форума на другой, Саакашвили выступал с «разоблачительными» речами, в том числе и в адрес России. Но его уже никто не слушал. Бывшие «друзья», которые раньше горячо приветствовали подобную риторику, на сей раз глубокомысленно молчали. А когда он в своем выступлении (последнем) с трибуны ООН вдруг стал защищать Азербайджан, Армению, Украину и другие территории от происков Москвы, в этих республиках восприняли подобный демарш как грубое вмешательство в их внутренние дела.
Ну а напоследок главные оппоненты Саакашвили чуть ли не обвинили его в государственной измене. Дело в том, что после позорного поражения в августе 2008 года, грузинский лидер, которому все еще чудилось вторжение «русских войск в Тифлис», начал тайно (и об этом до сих пор мало кто знал) строить фортификационные сооружения вокруг грузинской столицы. «На всех высотах вокруг Тбилиси мы построили бетонные бункеры, с которых город хорошо защищен с северной стороны. Мы также рассмотрели возможность атаки русских со своих баз в Армении и начали строить фортификационные сооружения на южных подступах к Тбилиси. Работы были выполнены на 70%. Осталось вырыть всего несколько километров противотанкового рва, но они были приостановлены после смены власти», – вещает экс-президент, добавив, что это является «саботажем и вредительством». Нынешние власти считают, что Саакашвили намеренно «слил» секретную информацию. И зная Саакашвили и его несдержанность в речах, это, по сути, не последнее его откровение и много интересного мы еще узнаем.
Вообще, в преддверии выборов, Саакашвили оставался главным объектом телекамер. Грузинское телевидение подробно показывало (то ли сочувственно, то ли с издевкой) последние минуты пребывания экс-президента в своей резиденции. Особенно трогательно выглядело, как он бережно пакует в ящики запасы на зиму – компоты, варенье, ткемали. В день же выборов Саакашвили, раздевшись до трусов, поутру совершил пробежку по набережной Анаклии (под бдительным объективом видеокамер) и, зарядившись подобным образом, он пошел на избирательный участок. Таким образом, даже свой уход с политической сцены Михаил Саакашвили умудрился превратить в театральное действо и эпатаж.
Ну да ладно с ним, с Саакашвили. По большому счету всех интересует, что дальше? И большинство экспертов уверены, что никаких перемен не предвидится. От смены вывески, суть не меняется. Единственное, что следует ожидать, это смена воинственной риторики на всевозможные гуманитарные акции, которые Грузия проводила всегда, просто с разной степенью интенсивности. Конечно, пресловутого «сасуки» саакашвилевского периода ожидать не следует – все будет куда серьезнее. «Мягкая» политика уже приносила в разные годы в грузинскую копилку свои плоды. Поэтому попытка потепления отношений с Россией Грузия, по сути, проводит с одной единственной целью – возвращения Абхазии, и в первую очередь, Южной Осетии в свое лоно. Естественно, путем так называемой «народной дипломатии». А это значит попытки реанимирования Эргнетского рынка или нечто подобного, медицинское направление, выезд на учебу за границу и еще многое другое. Тут как говорится, фантазии непочатый край. Все это, для нас, для Южной Осетии, значит только одно – ничего пока не закончено и теперь уже «ползучая» агрессия продолжается. И как тут не вспомнить о пресловутом, но очень эффективном железном занавесе. И тут дело не только в Ленингорском районе… Геополитическое противостояние между Россией и Америкой продолжается. И Южная Осетия вновь на линии фронта… Нас вновь ожидает испытание миром. А соответствующие службы проницательной и активной работы по упреждению. И более эффективной, что была до сих пор... Словом, с таким соседом под боком покой нам только сниться… Но наше будущее, как и раньше, только в наших руках.

Батрадз Харебов

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest