Биологическое оружие в современной гонке вооружений - своего рода фантом: все о нем говорят, но никто не видит.
Под биологическим оружием понимают средства, поражающее действие которых основано либо на заражении людей и сельскохозяйственных животных и растений возбудителями инфекционных заболеваний, либо на отравлении тех же объектов ядами биологического происхождения – токсинами.
Разработки и использование смертоносных вирусов и прочих средств биотерроризма были запрещены в 1972 году Конвенцией по биологическому оружию и Женевским протоколом. Так или иначе, мы то и дело слышим о революционных разработках генной инженерии, скрытой молекулярной угрозе и прочих «сибирских язвах».
Опасность XXI века: стратегические «биопартнеры»
В СМИ то и дело всплывают провокационные заголовки о новых разработках в области молекулярных атак: статус биологического оружия в свое время приписывали даже СПИДу, а сегодня такой подоплекой готовы наградить чуть ли не каждый новый штамм гриппа.
Руководитель научно-аналитического центра по проблемам национальной безопасности Министерства обороны РФ Анатолий Иванов вовсе считает биологическое оружие «главной угрозой в современном мире».
Лидером в области разработок биологических вооружений эксперт назвал США, где, как известно, «науки о жизни» имеют в целом приоритетное значение.
«Тревожно то, что американцы используют в этих целях и другие страны мира: Грузию, частично страны Латинской Америки и Африки», - отметил А.Иванов.
Осенью 2006 года министр обороны Грузии Георгий Барамидзе и председатель комитета по внешним связям американского сената Ричард Лугар подписали документ о строительстве на территории военной базы Вазиани лаборатории биовеществ. Стратегическим партнерам американцы пообещали выделить 30 млн долл., а грузинские ученые вместе с военными в свою очередь объявили о готовности внести свою лепту в «нераспространение биологического оружия». Зачем Грузии так срочно понадобилась специальная суперсовременная лаборатория для исследований в области биологического оружия и что конкретно там разрабатывается, пока остается под вопросом.
«Как только мы узнали об этих лабораториях, это вызвало беспокойство. Почему вдруг Грузия позволяет американцам использовать свою собственную территорию? Пока это вопрос риторический», - заключил А.Иванов.
Вполне вероятно, что в случае вступления Грузии в НАТО, Соединенные Штаты, используя свои размещенные на её территории закрытые военные базы, будут бесконтрольно осуществлять разработку новых видов биологического оружия.
Не все эксперты верят в разработки нового биологического оружия.
«Существует Конвенция о запрете "биологии", и никаких четких доказательств о ее нарушении кем бы то ни было не поступало», - уверен заведующий аналитическим отделом Института политехнического и военного анализа Александр Кумарин.
С этим не согласен доктор военных наук, вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сикунов, который запрет на разработки биологического оружия назвал «чепухой».
«Если третья мировая случится, в ход обязательно пойдет биологическое оружие. Главным образом, оно будет применяться силами спецопераций скрытно, отчасти террористическими и разными неформальными организациями. Оно разрабатывается. Это оружие слабых стран, оружие, которое может быть произведено даже не государственным образованием, а террористами или, простите, наркокартелем», - считает К.Сикунов.
Блохи-убийцы, оспа-долгожитель и сибирская язва
Термин «биологическое оружие» часто рождает в воображении образы стерильных правительственных лабораторий, где в миллионах пробирок и мензурок смешивают смертоносные вещества люди в белых халатах. На самом же деле начало применения биологического оружия восходит еще к древнему миру: в 1500году до н.э. хетты в Малой Азии целенаправленно заражали чумой вражеские земли. В Средневековье распространяются уже изощренные формы биологических атак, хотя все еще приземленные и бытовые: особой популярностью в Европе в 17-м веке пользовались, к примеру, бумажные мешки или одеяла, начиненные зараженными чумой блохами.
В государственных масштабах разрушительные биологические «агенты» расползаются по миру в начале XX века. Наряду с разработками собственно средств атаки страны упражняются в профилактике и защите невидимых врагов.
Например, в 1976 году ВОЗ возглавила работы по искоренению оспы - биологического оружия класса А - посредством массовой вакцинации. В результате в 1977 году был зафиксирован последний случай заражения. Болезнь была фактически ликвидирована, но лабораторные копии все еще существуют. И Россия, и США обладают одобренными ВОЗ экземплярами.
Сегодня одним из самых известных и опасных видов биологического оружия остается сибирская язва. Бактерия Bacillus anthracis живет в почве, пасущиеся животные вступают в контакт со спорами бактерии во время поиска еды. Человек же может заразиться сибирской язвой, дотронувшись до споры, вдохнув или проглотив ее.
Осенью 2001 года письма, содержащие белый порошок начали приходить в офисы сената США. Письма с сибирской язвой инфицировали 22 человека и убили пятерых. На сегодняшний день против губительного вируса изобретена вакцина, однако массовая вакцинация станет возможной только в том случае, если произойдет массовая атака.