Новая редакция закона о некоммерческих организациях принята парламентом Южной Осетии в первом чтении. Вопрос на рассмотрение депутатов вынес председатель Комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Амиран Дьяконов.
По его словам, закон прошел обсуждение в Комитете, в котором принимали участие и представители югоосетинских некоммерческих организаций.
«Основное замечание, которое было высказано в ходе обсуждения, касалось термина "иностранный агент", к которому относятся организации, получающие финансирование из зарубежных источников, в том числе из России. Мы долго пытались заменить эту формулировку, предлагался вариант "иностранный партнер", но не пришли к единому мнению. В результате, Комитет рекомендует принять закон в представленном виде», - сказал Дьяконов.
Как пояснил и.о. министра юстиции Мурат Ванеев, в отличие от России, где термин «иностранный агент» распространяется только на НКО, занимающиеся политической деятельностью, в Южной Осетии, согласно новой редакции законы, он распространяется на все неправительственные организации.
«Таким образом, мы хотим обезопасить свое государство от неправомерного вмешательства от недобросовестных источников финансирования. Этот закон обсуждался с частью депутатов, представителями общественности и все пришли к мнению, что поскольку есть опасность проникновения нездоровых тенденций в общество через НКО, то не надо разграничивать тех, кто занимается политической деятельностью и тех, кто ею не занимается», - отметил Ванеев.
Он добавил, что НКО, финансируемые из-за рубежа, отчитываются в два раза чаще, и несколько подробнее.
Что касается термина «иностранный агент», по словам Ванеева, заменить его другой альтернативной формулировкой не получилось.
«Если депутаты с ним не согласны, я возьму на себя смелость и отзову закон, с тем чтоб его доработать
Вице-спикер Мира Цховребова предложила вообще убрать этот термин из текста закона.
«В России он носит ограничительный характер, почему мы должны переносить его на все НКО», - сказала она.
По мнению Амирана Дьяконова, закон надо принять в первом чтении, и с учетом поступивших замечаний вынести на повторное чтение. Это предложение поддержал и спикер парламента Станислав Кочиев.
Депутат Бала Бестауты заявил о том, что НКО Южной Осетии необходимо поддержать, а не применять по отношению к ним какие-то ярлыки, и также согласился с предложением принять закон без термина «иностранный агент».
Свое мнение о законе высказали и присутствовавшие на сессии руководители некоммерческих организаций.
По мнению лидера НКО «Ассоциация женщин Южной Осетии за демократию и права человека» Лиры Козаевой, термин «агент» ассоциируется в обществе со словом «шпион».
«Нам категорически не подходит эта формулировка, мы окажемся в очень опасном положении. Мы работаем, представляем подробнейшие отчеты. Считаю также, что этот термин надо убрать из закона», - отметила она.
Такое же мнение выразили и глава Медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева и директор НКО «Агентство социально-экономического и культурного развития» Дина Алборова.
В результате обсуждения закон принят в первом чтении. Комитету поручено доработать его с учетом высказанных предложений и замечаний.