Алена Тедеева: Мои стихи рождаются благодаря музыке

чт, 18/09/2014 - 10:24
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Приятно осознавать, что в последнее время в осетинской литературе появляются новые имена, незаурядные личности, пишущие интересные произведения в разных жанрах. Одним из таких ярких представителей молодых талантов является Алена Тедеева. Историк по образованию, журналист и писатель по призванию, Алена, не смотря на свою молодость, пробует себя в разных жанрах, направлениях. Она занимаетесь и прикладным искусством, делая из камней и подручных средств различные сувениры, в основном, в национальном стиле.

Ее работы неоднократно удостаивались дипломами фестиваля «Молодость Осетии» в Северной Осетии. О своих поэтических предпочитаниях, планах на будущее Алена Тедеева рассказала в интервью ИА «Рес».

- Когда Вы начали писать, что чаще всего пишете, каковы Ваши любимые поэтические темы?

- Наверно, я не буду оригинальна, если скажу, что мне очень близка любовная лирика. Порой кажется, что во мне так много любви, что она выплескивается через край. Ни одна человеческая история не оставляет меня равнодушной. Я могу несколько дней переживать о нечаянно услышанной истории, анализируя, что бы я в той или иной ситуации сделала, и часто посредством этих переживаний в голове рождаются стихи.
Как все начиналось? Наверное, еще в детстве. Помню, как во втором классе мама меня отдала в музыкальную школу. Мне жутко не нравилось играть классические произведения, моему детскому сознанию они были тогда еще непонятны. И каждый раз, цокая по клавишам, я пыталась найти близкий слуху мотив, подбирала аккорды, и в голове выстраивались слова. Так постепенно аккорды превращались в песни. Позднее, будучи уже в 7 классе, друзья часто приходили к нам в гости. Усадив меня за старенькое пианино, располагались рядом, и часами слушали, как я пою. Не знаю, насколько хороши были мои песни, но им они очень нравились. Я писала обо всем, что меня окружало, любая интересная жизненная история перевоплощалась моим сознанием в рифму. Но раньше возникал мотив, а уже потом слова. Так, благодаря музыке, рождались мои стихи. Правда, сегодня я уже не играю на инструменте, но стихи, по-прежнему, рождаются от мелодии, звучащих в моей голове.

- Интересно узнать, как всё-таки рождаются Ваши стихотворения. Всё, что Вы пишете рождается внезапно или пока определённое время зреет и вынашивается в голове?

- По-разному бывает. Но чаще всего они рождаются внезапно. Я могу проснуться среди ночи с интересными фразами в голове, и должна тут же их записать, иначе все, стихотворение упорхнет, и утром я его уже не вспомню.

- Вы также занимаетесь и прикладным искусством, делая из камней и подручных средств различные сувениры, в основном, национального характера. Расскажите, как это началось?

- Вы удивитесь, но все началось благодаря археологии. На первом курсе истфака ЮОГУ наш руководитель Нелли Табуева забрала группу студентов-историков на археологическую практику в Ростовскую область в археологический музей-заповедник, где уже много лет проходили раскопки древнего портового городища Танаис. В ходе раскопок мы находили фрагменты амфор, мелкие камни, которые как оказывалось, были частью чего-то большого и значимого. Раньше мне трудно было представить, что в одном ничем ни примечательном камне может скрываться столько тайн. Вернувшись, я по-другому стала смотреть на камни. Вглядывалась в них, видела в некоторых неповторимый рисунок, который захотелось подчеркнуть. Однажды находясь с родными на природе, я заставила залезть в воду двоюродного брата за камнем, который заприметила с берега. Это был грубый осколок какого-то зеленоватого минерала величиной с большой кулак. Я не очень разбираюсь в геологии, и поэтому не могу сказать, что это был за минерал. Но суть в том, что я принесла его домой, помыла, и, глядя на него, в голове родилась композиция, которую я стала воплощать в жизнь. В итоге получился очень красивый декоративный подсвечник, который я брату же и подарила на день рождения. Когда я сказала, что это тот самый камень, который он вытащил из реки, он долго сидел, ошарашено разглядывая мой подарок. Мне понравилось это ощущение восхищения и удивления от моего творения, и я стала собирать камни, сучки, ракушки, делать из них сувениры и радовать родных и друзей. Позже появились и сторожевые башни, которые я по крупицам стала возводить из мелких камней горных пород, перенося в миниатюру реальную башню. Мы настолько привыкли к окружающей нас красоте, к величественным сторожевым башням, которые нас везде окружают, что перестали их замечать. Однажды я оказалась у подножья одной из них и, ощутив всю его необыкновенную энергетику, я влюбилась в них, и безумно захотелось запечатлеть.

- На каких книгах Вы выросли, каким литературным героям подражали?

- Так получилось, что мое детство и юность прошли в нелегкий для Южной Осетии период. Мы выросли в блокадное время, без элементарных условий жизни, без света и газа. Наверняка все мои сверстники, помнят, как это было, когда даже белый хлеб был для нас недосягаемым деликатесом. Как это ни парадоксально звучит, но, наверное, именно это сыграло главную роль в формировании меня как личности. И именно в этот период зародилась моя большая любовь к чтению. У нас в доме была не очень большая, но довольно интересная библиотека. Мама мне не разрешала читать по вечерам, при тусклом свете керосиновой лампы, опасаясь за мое зрение. И я тайком, когда все засыпали, проносила лампу в свою комнату и погружалась в интересное чтение. Это было единственным развлечением для меня. Так, благодаря отсутствию электричества и телевизора, я перечитала всю классическую литературу в нашей библиотеке. И когда у друзей и знакомых встречала книгу, которую еще не читала, для меня это был праздник. Это были книги разных литературных жанров, как отечественных, так и зарубежных авторов. Благодаря этому, в школе мне невероятно легко удавалось получать хорошие отметки по языку и литературе, так как произведения классиков, которые мы проходили, были мне уже хорошо знакомы.

- Самые близкие для Вас авторы, отечественные и зарубежные? Каких современных авторов Вы читаете?

- Несмотря на то, что по натуре я весьма романтичный человек и люблю поэзию, но все же большее предпочтение отдаю детективному жанру. Очень люблю детективы. Для меня по сей день непоколебимым столпом детективного романа является Агата Кристи, ее я могу перечитывать снова и снова. Но есть произведения, которые, прочитав раз, оставляют впечатление на всю жизнь. Одним из них является роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», который я прочла еще в юности, но впечатление от нее было настолько глубоко, что я потом целый месяц не могла взять в руки другую книгу, переваривая в голове прочитанное. Порой бывает так, что писатель может быть невероятно популярным, но лишь одно его произведение может затронуть конкретного человека до глубины души. Для меня таким произведением является поэма Лермонтова «Мцыри», который я целиком выучила наизусть, и который по сей день, каким-то необъяснимым образом вгоняет мое сердце в трепет. Что касается современных авторов, то я их мало читаю. Автор, который по настоящему меня зацепил - это французский писатель Поль-Лу Сулицер. Первый раз его роман - экономический детектив «Зелёный король» - я прочитала на одном дыхании. Невероятно интересный писатель, закручивающий очень захватывающий сюжет. Не зря его книги едва появившись на полках книжных магазинов, сразу становятся бестселлерами.

- На Ваш взгляд, чтобы быть хорошим писателем, нужно…?

- Я думаю, что нужен, прежде всего, талант, богатый внутренний мир и яркое воображение. Все это в совокупности порождает интересный сюжет. Порой случается так, что сама жизнь автора бывает настолько интересной и захватывающей, что нужно лишь перенести этот сюжет на бумагу и получится занимательный роман. Но и для этого нужно обладать определенными качествами, виртуозным слогом, чтобы передать читателям свои впечатления посредством слов.

- К каким человеческим недостаткам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?

- Даже не знаю, что вам ответить… Я вообще отношусь к человеческим порокам снисходительно, и практически никогда никого не осуждаю. Не терплю алчность, для меня это синоним чего-то низменного и подлого. Могу простить близким людям ложь, если она во спасение. Жестокость – если она оправданная. Но что я никак не могу понять – это предательство. Конечно, я и это могу простить, но забыть не смогу никогда.

- Для Вас творчество - это работа или хобби?

- Конечно, для меня это хобби, которому я посвящаю свободное от работы время. Хотя моя основная работа тоже в определенном роде – творчество. Я историк по образованию, но можно сказать, журналист по призванию. Для меня журналистика настолько близкая профессия, что я не мыслю своей жизни без нее. Мне часто говорят, что с моим слогом впору писать романы, а не статьи. Но ведь статья тоже должна быть написана интересно и красочно, чтобы читатель не задремал на первом абзаце, а прочел ее до конца на одном дыхании. Может, когда-нибудь я и напишу роман, который у меня уже зреет в голове, но сегодня я поставила перед собой совершенно другие приоритеты, и их нужно воплощать в жизнь.

- Война меняет жизнь любого человека, а творческий человек, как известно, все чувствует намного острее. Как события августа 2008 года повлияли на Вас, на Ваше творчество?

- Мне очень тяжело говорить на эту тему. Война не просто прошлась, она прокатилась по мне как огненная лава, уничтожив все, что я любила и творила… Она сожгла мой отчий дом, а вместе с ним и воспоминания о прошлом, все мои произведения – рукописи и предметы декоративно-прикладного искусства.
Это очень тяжело, бежать из горящего дома босиком в одной ночной рубашке и оставлять в огненном потоке все, что тебе было дорого. Но это была цена за жизнь моих близких. Согласитесь - цена невысокая...
Сидя в подвале под шквалом падающих снарядов, я взывала к Богу, только об одном, чтобы он уберег моих родных и друзей. «Пусть все горит синим пламенем, только бы мои близкие родные и друзья уцелели» - эта фраза непрерывно прокручивалась в моей голове снова и снова, пока, наконец, наш дом не запылал огнем. Для меня это было знаком того, что Бог меня услышал. И он действительно услышал, сохранив жизни всех, кто был мне чрезвычайно дорог, ценой того, что я когда-то любила…
Так случилось, что незадолго до августовской войны, Министерство культуры обратилось ко мне с предложением организовать мою персональную выставку, и для этого мне необходимо было собрать все свои работы. Я стала активно готовиться к выставке. Каждую свободную минуту посвящала очередному своему творению, рассказала об этом друзьям и они на время вернули мне работы, которые я им когда-то дарила. Так в огненном пламени были уничтожены не только все мои экспонаты, но и все мои стихи - труды творений многих лет. Это стало таким потрясением, что в моем сознании словно умерло всякое желание что-либо творить.
Только спустя четыре года, под Новый год, мне вновь безудержно захотелось что-нибудь сделать своими руками, чтобы снова порадовать необычными подарками друзей. Начала я с новогодних композиций из свечей, которые тоже сама делала. И теперь это стало своего рода доброй традицией каждый год под Новый год дарить близким декоративные композиции со свечами. Я постепенно оттаяла, и мне снова захотелось творить.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest