Праздник, приобретший особый смысл, или Конец Pax Americana

чт, 06/11/2014 - 10:17
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Во вторник, 4 ноября, в Российской Федерации отмечался День народного единства, учрежденный в честь событий 400-летней давности, когда благодаря консолидации и патриотизму простого народа Россия смогла преодолеть Смутное время, сохранить свою целостность и независимость.

Этот праздник, введенный вместо празднования Дня Великой Октябрьской революции, не сразу нашел понимание среди значительной части общества. Однако в этом году на фоне присоединения Севастополя и Крыма, событий на Донбассе и антироссийских санкций со стороны блока западных стран во главе с США День народного единства приобрел особое звучание и смысл. На этот факт, в частности, обратил внимание Президент РФ Владимир Путин. «В этом году нам пришлось столкнуться с непростыми вызовами, и Россия доказала, что способна отстаивать свои национальные интересы, и, как это не раз бывало, на испытания истории наш народ ответил консолидацией, нравственным, духовным подъемом. Стремление к справедливости, к правде всегда было в чести России, и никакие угрозы не заставят нас отказаться от своих ценностей и идеалов», - сказал Владимир Путин, выступая на торжественном приеме в честь праздника.
По его словам, День народного единства приурочен к ключевому событию в истории России, когда народ положил конец трагедии Смутного времени. «Боль за страну, за междоусобную вражду, за безвольную власть, за предательство родины объединила тогда людей разных национальностей и вероисповеданий. С тех пор прошло более четырех веков, но драматические события того времени остаются вечным историческим уроком, назиданием для всех поколений, что надо свято беречь и защищать свои национальные интересы, что их забвение может подвести к пропасти распада и гибели страны, что ее суверенитет имеет такую же фундаментальную ценность, как свобода и демократия», - подчеркнул российский лидер, прозрачно намекнув на планы Запада по развалу России, ее превращению в сырьевую колонию, обслуживающую интересы западного блока.
Особое отношение к празднику продемонстрировали и граждане России. Празднование Дня народного единства в Москве стало одним из самых масштабных в современной России. На шествие и митинг в столице собралось более 75 тыс. человек. Люди держали плакаты с лозунгами - «Мы едины», «В единстве наша сила», «Нас много, Родина одна», «Нет фашизму», «Путин, мы с тобой», «Медведь в тайге хозяин». Меткие выражения Путина в ходе Валдайского форума не прошли мимо внимания общественности. Масштабные мероприятия прошли не только в Москве, но и во многих других городах России. Небывалые масштабы празднования отметили многие российские политологи. «Праздник носит явный интернациональный характер единения. В этом году особенно видны эти изменения, отмечается всплеск патриотизма. Такого единства общества и консолидации народа давно не было. Нас не пугают ни санкции, ни курс доллара. Общество объединяется на фоне известных украинских событий, на фоне возвращения Крыма России, на фоне непонятных санкций, которыми Запад постоянно угрожает России. И такой праздник, как День народного единства, становится крайне важным днем для всех россиян», - сказал в интервью российским СМИ директор Института новейших государств Алексей Мартынов.
По словам другого российского эксперта - Михаила Делягина, праздник народного единства в этом году «обрел плоть и кровь после воссоединения с Крымом, в ходе которого действительно народ был един с государством, а либералы себя из России вычеркнули, - и в этом состоянии вычеркнутости пребывают и по сей день. Это удивительный феномен: после воссоединения с Крымом дискуссии с либералами практически прекратились, потому что говорить не о чем, да и не с кем», - отмечает Делягин.
По сути, речь идет о естественной реакции народа России на внешнее давление, на очередную попытку ущемить национальные интересы страны, вновь ввергнуть ее в состояние национального унижения и хаоса - то, что Россия испытала в период Смутного времени, в ходе революций и гражданской войны 1917-20 годов и относительно недавно - в период перестройки и национального упадка в 90-е годы, когда страна опять оказалась на грани уничтожения.
Правда, на этот раз ситуация в России имеет существенные отличия, которые прежде всего связаны с патриотическим подъемом в обществе, консолидацией подавляющего большинства населения с властью, где сейчас доминируют люди, проводящие политику по отстаиванию национальных интересов. Этого как раз-таки не было в указанные периоды в истории России.
Более того, нынешняя политическая элита России, часто критикуемая внутри страны за недальновидность, на практике с каждым годом все больше демонстрирует способность к стратегическому анализу ситуации вокруг России, как складывающейся на сегодняшний день, так и на ближайшие десятилетия. Если в первый период правления Владимира Путина его действия были больше похожи на реакцию на текущие угрозы и вызовы, то со вторым избранием российского лидера в президенты стало очевидным, что руководство страны, трезво оценив геополитическую ситуацию, взяло курс на коренное изменение существующего миропорядка, исключающего возрождение России и предпринимает ряд превентивных мер, направленных на укрепление обороноспособности РФ.
Как показали события последних двух лет, начатая программа перевооружения российской армии, рассчитанная на период до 2020 года, оказалась очень своевременной. Не будь этого и других мероприятий, действия США и НАТО против интересов России в Сирии и на Украине были бы на порядок более агрессивными. Еще 6 лет назад западные военные эксперты и политики иронизировали по поводу состояния российских подразделений, участвовавших в операции по принуждению Грузии к миру. Однако события этого года в Крыму и на Украине заставили их изменить свои оценки. Хронологические рамки программы перевооружения до 2020 года также не случайны, по прогнозам российских аналитиков, именно в 20-е годы развернутся решающие события, которые должны привести к окончательному формированию нового миропорядка - многополюсного. К этому же периоду Россия должна иметь полностью обновленные силы ядерного сдерживания, исключающие возможность какой-либо агрессии против РФ и ее союзников. За последний год предпринимается и ряд других серьезных мер превентивного характера, которые должны обеспечить безопасность России от вероятных угроз. По способности к стратегической оценке ситуации нынешнее руководство России, пожалуй, в определенной степени можно сравнить со сталинским Советским союзом, когда также за 10 лет до развязывания Второй мировой войны был дан трезвый глубокий анализ ситуации и начались предприниматься меры по подготовке страны к отражению агрессии. Можно, конечно, спорить о целесообразности и моральной стороне многих из этих мер, но сам факт точной оценки ситуации со стороны руководства СССР сомнению не подлежит. Фактически все пятилетки, все экономическое развитие было подчинено одной цели - подготовить СССР к будущей войне. Именно поэтому, несмотря на неудачный ход боевых действий для Красной Армии в начальный период войны и оккупацию огромных территорий, оставшихся ресурсов хватило для Победы.
На предотвращение мирового пожара была нацелена и деятельность советской дипломатии. Советские мирные инициативы, направленные на обуздание агрессии фашистского блока и против политики двойных стандартов со стороны тогдашних лидеров западного мира, во многом напоминают многочисленные предложения российских властей. Однако, как тогда, так и сейчас, западные страны продолжают отвергать предложения России по созданию системы коллективной безопасности, поощряя и поддерживая возрождение фашизма и радикального ислама в различных регионах мира, включая Восточную Европу. При этом они вновь забывают, что усилившийся с их помощью фашизм обернулся в том числе и против них, не исключено, что нечто подобное произойдет и сейчас. В случае с радикальными исламистскими группировками такое уже происходит - примеры с «Талибаном», «Аль-Каидой» и ИГИЛ налицо.
После Валдайской речи Путина, где российский лидер вновь предложил западным странам создать новую, более адекватную систему международной безопасности, сравнимую с Хельсинкскими соглашениями, никакой внятной реакции со стороны официальных кругов не последовало, если не считать не вполне адекватные обвинения-клише в антиамериканизме и т.д.
Так, министр обороны Финляндии Карл Хаглунд услышал в речи признаки «нервозности». «Легендарная» Джен Псаки заявила на брифинге, что США «не ищут конфронтации с Россией, но не могут пойти на компромисс в тех принципах, на которых базируется безопасность в Европе и Северной Америке».
Влиятельная американская газета «The Washington Post» посвятила валдайскому выступлению Путина редакционную статью: «Владимир Путин ставит Запад перед пугающим выбором», где опять-таки вместо попыток анализа речи российского президента содержался набор затертых пропагандистских штампов. «В ответ на вежливые вопросы приглашенных Москвой иностранных журналистов, ученых и отставных государственных деятелей о российской агрессии на Украине он обрушил на аудиторию ядовитый поток лжи, теорий заговора и слабо завуалированных угроз. Однако больше всего в его словах было жгучей обиды на Соединенные Штаты», - пишет издание.
По мнению американского издания, тот факт, что Обама недавно назвал Россию одной из главных угроз миру - наряду с Эболой и терроризмом, привело Москву в ярость. «Однако, если кремлевский лидер надеялся доказать, что он не заслуживает такого отношения, у него это не получилось», - таким «глубокомысленным» выводом завершается редакционная статья этого американского издания.
Судя по отказу Евросоюза пересмотреть антироссийские санкции и истеричную реакцию Запада на выборы, проведенные в Донецкой и Луганской народных республиках, валдайские тезисы Путина пока что не нашли понимания среди правящих кругов. Более того, со стороны западных стран звучат угрозы ужесточения режима санкций и продолжения политики по изоляции России. Тем самым они не оставляют России другого выхода, кроме жесткого отстаивания своих национальных интересов. Заявления Владимира Путина в ходе празднования Дня народного единства показывают, что российская власть готова к этому, опираясь на широкую народную поддержку, которая, как неоднократно показала история России, всегда играет решающую роль в определении будущего страны.
Справедливости ради следует отметить, что на Западе звучат и другие, более трезвые оценки. Но они пока что в заметном меньшинстве. Так, комментируя предложения Путина на Валдайском форуме, президент американского Центра национальных интересов Дмитрий Саймс отмечает, что «это однозначно не речь лидера, который загнан в угол санкциями и пытается найти для себя почетный выход. Это речь лидера великой ядерной державы, с которой приходится считаться, нравится это кому-то или нет».
Его слова более точно отражают сегодняшнюю реальность. Как отмечают многие российские эксперты, на Валдайском форуме Владимир Путин обозначил мотивы и глубинные причины действий российской власти на ближайшую перспективу. Так, по мнению политолога, специалиста по российско-американским отношениям Виктора Олевича, выступление Владимира Путина на заседании Валдайского клуба - логическое продолжение Мюнхенской речи и прошлогодней статьи президента в «Нью-Йорк таймс». По сути, это формальное объявление о кончине Pax Americana, однополярного американоцентричного миропорядка, определявшего систему международных отношений на протяжении четверти века со времен развала СССР.
Россия еще не готова претендовать на статус сверхдержавы. Для этого ей потребуется универсальная идеология, способная успешно конкурировать с атлантизмом, идеологией западнизма, способность проецировать военную мощь на различные регионы и континенты, и многолетний созидательный курс на превращение в один из основных центров научно-технического прогресса. Но Россия уже и не то государство, с которым Вашингтон и его союзники привыкли иметь дело в 1990-х - начале 2000-х. Москва больше не намерена мириться со статусом проигравшей стороны в давно закончившейся «холодной войне» и играть в поддавки с западными «партнерами». На каждую попытку геополитической экспансии Вашингтона - от Сирии до Украины - Кремль будет давать адекватный ответ в соответствии с российскими национальными интересами, отмечает ряд российских политологов.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest