23 ноября 1989 года по праву считается днем начала борьбы народа Южной Осетии за свободу и независимость. С этого дня Грузия начала второй геноцид против южных осетин. 25 лет назад под предлогом проведения мирного митинга в Цхинвале сюда двинулась многотысячная колонна грузинских националистов. Путь у въезда в Цхинвал им преградили несколько простых цхинвальских ребят, вооруженных лишь беспредельным мужеством, силой духа и преданностью родной земле.
Желание защитить землю предков, на которой они родились и собирались растить своих детей, оказалось выше всего, и прежде всего, страха перед смертью, а именно смерть несли с собой тысячи озверевших «организаторов мирного митинга». Именно перед этими безоружными парнями дрогнуло множество экстремистски настроенных грузин, которым не видно было конца.
Все участники и очевидцы тех событий и сегодня признают, что если бы в тот день грузинам позволили войти в Цхинвал, здесь не осталось бы осетин и вряд ли многие бы смогли уйти живыми.
Очевидец и непосредственный участник тех событий Бала Бестауты незадолго до этого вернулся из армии, прослужив пять лет в Венгрии.
«Мы уже чувствовали, что что-то должно начаться, так как ситуация накалялась изо дня в день. Уже задолго до 23 ноября начались похищения, избиения осетин. Тогда практически вся молодежь собиралась вместе и все уже знали, что в этот день Цхинвал намерены войти грузины, якобы для проведения мирного митинга», - рассказывает он.
Бала Бестауты вспоминает, что в то утро отряды самообороны расположись на Старом мосту, но после того, как ребята обратились к одному из их руководителей Алихану Пухаеву и попросили их встать у въезда в город, они переместились выше.
«Там уже расположились грузовые машины, полные кирпичей. Постепенно туда стягивался весь город. Теперь все говорят о том, что были там. Да, у Присской возвышенности собрался весь город. Но лицом к смерти встали лишь около двух десятков парней, совершенно безоружных, сцепивших руки и не отступивших ни на один шаг», - говорит участник событий.
Он рассказывает, что колонне грузин не было видно конца, кто-то ехал в автобусах, кто-то на легковых машинах, многие шли пешком, с транспарантами, но на всех были белые повязки.
«Мы просто взялись за руки, другой возможности остановить грузин у нас не было, как не было и никакого оружия. Мы так долго простояли, что после того, как грузины ушли, мы с трудом разжали руки. Наверное, многие были в шоке и не понимали отчетливо, что делают. Постепенно к нам присоединялись другие ребята, некоторые оттуда ушли, был даже такой, который обозвал нас ненормальными, которых эта многотысячная толпа с легкостью затопчет. Но мы стояли до последнего», - говорит Бала Бестауты.
Он уверен, что те, кто встал в первом ряду этой живой цепи, вышли навстречу смерти.
Где-то час спустя, продолжил он, к въезду в город, пришли и русские, «мы думали, что они встанут впереди нас, но они встали сзади».
«Простые жители города, которые туда пришли, стояли с палками, кусками арматуры. Все были настроены решительно и даже не допускали мысли о том, чтобы пропустить врага в город, в истинных намерениях грузин на тот момент уже никто не сомневался. Сослан Кулухов, которого сегодня уже нет в живых, выставил свою грузовую машину у южного въезда в город и один стоял там. Все опасались, что грузины могут войти в город и на других направлениях. Они уже показали себя, они не должны были войти в город, они бы уже не ушли, здесь не осталось бы осетина. Тогда никто не знал, что было в этих более чем четырехстах автобусах, на которых приехали грузины. Потом уже рассказывали, что они были полны оружия», - вспоминает Бала Бестауты.
Спустя 25 лет, он не может однозначно ответить на вопрос, встал бы он так же и сегодня. «Наверное, встану. Ведь мы выстояли тогда, выстояли в 2008 году и стоим до сих пор. Хотя, безусловно, что в то время была другая идея», - говорит Бала.
Он уверен в том, что все рассказы о тех событиях, свидетельства очевидцев, необходимо собрать, чтобы никто не забывал, а будущие поколения помнили, через что пришлось пройти Южной Осетии, чтобы, наконец, добиться свободы и независимости.
«Все вспоминают об этих страницах нашей истории только в этот день, но надо проводить работу с подрастающим поколением. беседовать со школьниками, активнее заниматься патриотическим воспитанием молодежи. Многие не знаю об этих событиях. Мы не знаем, что нас ожидает, и молодежь должна воспитываться в духе патриотизма и любви к Родине. Конечно, много есть, что рассказать, и я не хочу сейчас рассказывать, кто там был и кого не было. Потому что сегодня все говорят, что там были. Но если собрать всех участников, кто еще остался в живых, они расскажут много интересного и каждый из них скажет, кто стоял рядом с ним. Ведь и тогда многие не верили в наше дело, но, несмотря ни на что, мы сегодня живем в свободной Республике Южная Осетия», - с гордостью говорит Бала.
Безусловно, эти ребята совершили подвиг, с которого началась национально-освободительная борьба народа Южной Осетии, борьба за право жить на родной земле, говорить на родном языке, борьба за независимость и мирное будущее. Благодаря героизму осетинских парней, многих из которых уже нет в живых, сегодня у Южной Осетии есть шанс строить свое будущее. Их жертва не была напрасной. Это они добились независимости, это они добились признания, они защитили осетинскую землю для нас. И именно на таких примерах беспредельного мужества, стойкости и народного единства должна воспитываться нынешняя молодежь Южной Осетии.