В истории осетинской музыкальной культуры есть немало композиторов, поэтов, авторов песенных текстов, которые прочно вошли в сознание осетин как люди, которые творили и создавали целые пласты музыкальной традиции Южной Осетии и, в частности, ее столицы.
Безусловно, на развитие музыкальных традиций нашего народа свой определенный отпечаток наложило время. Развитие музыкальных традиций было обусловлено возникновением и становлением форм музыкального образования и воспитания, коими являлись профессиональные коллективы народных инструментов, а затем и музыкальная школа и училище.
Но обо всем по порядку. Для того, чтобы понять, чем был вызван бурный рост музыкальных традиций в благословенные 60-80-е годы, непременно следует вспомнить об истоках, которые ведут свое начало со времен установления советской власти в Осетии.
Служение музыкальной культуре Бориса Галаева, одного из исторических личностей в культурной жизни Южной Осетии, привнесло такие понятия в быт и жизнь осетинского народа, как музыкальная нотная грамота, игра на музыкальных инструментах по нотам и т.д. Для общего просвещения осетинской молодежи Галаев организовал поезд дружбы, который остался в памяти цхинвальцев 30-40-х как самое яркое воспоминание. Отправной точкой поезда дружбы был Алагир, а конечной - Ленинград. В этой культурной акции принимали участие осетины обеих частей Осетии. Многие из более чем 700 осетинских песен, записанные Галаевым на фонографе, вошли в единственное специальное издание по песенной тематике «Осетинские народные песни». Это был подвиг и первый существенный толчок в развитии музыкальной культуры в самом его широком значении.
Известно, что до галаевского периода в Осетии народное песенное творчество и игру на архаичных инструментах распространяли в основном мужчины, и те в качестве певцов-сказителей. Получив в годы ученичества благословение от самого Римского-Корсакова, Галаев действительно сотворил многое, тем самым заложив основы для профессионального обучения и образования, что в дальнейшем привело к образованию целой композиторской школы и дирижерского искусства в небольшой Южной Осетии. Напомним читателю некоторые основные аспекты деятельности Галаева – основоположника Юго-Осетинской композиторской школы, среди которых Илья Габараев, Христофор Плиев, Феликс Алборов, Василий Плиев и др.. Создание государственного ансамбля песни и танца, впоследствии ансамблю дадут имя Б.Галаева (название «Симд» предложил его ученик, композитор Феликс Алборов), педагог и основатель музыкальной школы, автор прекрасной музыки к кинофильму «Фатима» и т.д.
Будучи на пенсии, Борис Галаев предлагает организовать в школе-интернате оркестр народных инструментов. Здесь с оркестром он будет работать безвозмездно. Сколько радости созданный оркестр привнес в семьи тех детей, которым посчастливилось в нем участвовать! «После упорного и терпеливого труда вместе с хореографом Георгием Тедеевым получился отличный ансамбль. Он принимал с успехами участие во всех олимпиадах не только в Осетии, но и в Республике», - вспоминает педагог Зоя Валиева. По разным подсчетам, в оркестре принимали участие от 30 до 60 учеников. По прошествии многих лет выясняется, что дети, став родителями, сами стали приобщать детей к музыке. Эта цепочка не прекращается до сих пор.
Такое интенсивное приобщение к музыке значительно обогатило музыкальную культуру Осетии, что стало залогом для зарождения музыкальных традиций. Кроме композиторской школы и выдающихся представителей осетинского музыкального творчества стали возникать любительские коллективы, которые на изломе 70-х и 80-х значительно обогатили музыкальную культуру г. Цхинвала.
И все же в основе стояло классическое музыкальное образование. С середины 50-х происходит активное включение детей в классическое музыкальное образование. В центральной музыкальной школе г. Тбилиси при консерватории в так называемой десятилетке стали учиться выходцы из Южной Осетии. Первым туда приехал композитор Феликс Алборов, затем Георгий Тедеев (хореограф и хормейстер), затем его дочь Марина Тедеева (директор первой музыкальной школы), Лариса Джиоева (бывший преподаватель по классу фортепиано), Константин Санакоев (скрипач), Фатима Гаглоева и др. Все они впоследствии составят новое лицо Осетии. Вряд ли найдется в Цхинвале музыкант, который так или иначе не сталкивался с этими цельными натурами, людьми до мозга костей преданными своей профессии. Не все они продолжили музыкальную карьеру, так, например, Фатима Гаглоева стала известным врачом, при этом она совмещала свою работу с деятельностью музыкального редактора в госдрамтеатре.
Всенародно любимый композитор, замечательный лирик и мелодист Феликс Алборов немало лет проработал преподавателем и директором в первой музыкальной школе. Эти годы сотрудничества с Ф.Алборовым до сих пор свежи в памяти коллег-преподавателей, полных курьезов, разбора полетов и приятных воспоминаний.
С конца 60-х отмечается рост желающих получить музыкальное образование именно в стенах музыкальной школы, тогда еще единственной. Занятия в ней проходили с 9 утра до 8-9 часов вечера. Это время расцвета музыкальной жизни республики. За короткий период Феликс Алборов сколотил мобильный высокопрофессиональный коллектив из выпускников консерватории, и в 1968 году, приложив максимум усилий, открыл музыкальное училище, которое почти полностью было укомплектовано преподавателями - выходцами из Южной Осетии. Подняв на самую высокую планку образование и обучение в школе и училище, Ф.Алборов активно включился в творческий обмен с разными профессиональными коллективами. На сцене нового здания музшколы и училища стали проходить концерты классической музыки ежемесячно по абонементу. Это было началом одной из самых стойких традиций. Перед цхинвальской публикой выступали исполнители разных стилей и направлений, именитые, начинающие. Непременным оставались высокое профессиональное мастерство и разнообразие репертуарной политики.
Участие на абонементских концертах считалось делом особой важности и чести. Не менее важными считались выездные концерты студентов музыкального училища и школы в районы, а также их участие в республиканских смотрах или конкурсах. Их выступления всегда отличались мастерством и профессионализмом. Такая творческая работа неизменно демонстрировала отличное знание и владение материалом. Студенты и ученики знакомились с образцами музыкальной культуры западноевропейских, русских, грузинских и осетинских классиков прошлого и настоящего. В стенах музыкального училища все время звучала музыка разных эпох и направлений.
Время благоприятствования изящным наукам, в частности, рост музыкальной культуры Осетии продолжится до конца 80-х. Это сравнительно небольшое рассмотрение музыкального искусства Осетии - лишь скромная попытка обсудить очень широкий пласт музыкальной культуры, который рождался и выходил из основ классического музыкального образования.
Примечательным моментом музыкальной эстетики г. Цхинвала явилось повальное увлечение музыкой, которая из форм классической музыки постепенно уходила в легкую популярную музыку, а также в самодеятельные коллективы, хоровые либо танцевальные, в образование ВИА, джаз-бендов, групп разных стилей и направлений. Не всегда здесь творили люди с классическим музыкальным образованием, но то, что они были знакомы с нотной грамотой, это определенно так.