В день празднования 25-й годовщины провозглашения Республики Южная Осетия 20 сентября в Цхинвале состоится торжественное открытие Национального музея, строительство здания которого было осуществлено в рамках Инвестпрограммы социально-экономического развития Южной Осетии. В интервью ИА «Рес» директор музея Мераб Зассеев рассказал об особенностях подготовки к торжественному событию.
- Весь коллектив музея занят серьезной работой – подготовкой к торжественному открытию учреждения. Отделы музея готовятся к показу. В оформление интерьера вносятся некоторые изменения - хотим придать помещениям национальный колорит. Все идет по плану. Благодаря вниманию со стороны руководства республики, Министерства культуры, руководства нашего научно-исследовательского института, руководства МВД, которое нас поддержало очень оперативно, нам наконец-то удалось вернуть в республику все наши сокровища, в том числе и знаменитые артефакты из Тлийского могильника.
- Какие условия были созданы для хранения наших музейных экспонатов в Северной Осетии?
- Мы очень благодарны нашим коллегам из Северной Осетии за то, что в течение такого длительного времени они хранили наши сокровища. Ответственно заявляю, что для их сохранения были созданы идеальные условия. Они относились к ним, наверное, даже более трепетно, потому что люди, которые имеют дело с культурными ценностями, культурным наследием, знают какую они представляют ценность. Исходя из этого, они проявили максимум ответственности и максимум профессионализма в вопросах сохранения экспонатов.
- Сегодня актуальным становится вопрос сохранения этих экспонатов у нас в Южной Осетии. Какие условия созданы для сохранения исторического и культурного наследия осетин?
- В хранилищах музея созданы абсолютно все условия для того, чтобы воздействие окружающей среды на экспонаты было минимальным. Созданы все условия для исключения чрезвычайных ситуаций. Сегодня у нас совершенно другие условия, но и совершенно другая степень ответственности на нас лежит в плане содержания и сохранности экспонатов.
Я уверен в том, что люди, которые придут и увидят выставки, будут глубоко удовлетворены. Можно как угодно относиться и к себе и к своему окружению, но когда ты видишь, каких высот достигли наши предки тогда, в те далекие века в тех тяжелейших условиях, то это действительно вызывает сильнейшее чувство ответственности.
- Чем еще, кроме артефактов из Тлийского могильника Вы удивите посетителей в день открытия музея?
- У нас богатый картинный фонд и мы сейчас готовим первый вставочный зал, который не будет иметь равных на Кавказе по своему оформлению, по своей насыщенности. Это я вам могу тоже смело сказать.
Сейчас мы встретим посетителя в день открытия коллекцией картин Махарбека Туганова и других именитых мастеров. В коллекции представлены очень серьезные работы. А через какое-то время мы будем выставлять картины других художников. Есть у нас такие вещи, которые никогда не были представлены, но они представляют колоссальнейший интерес.
У нас невероятное количество выдающихся мастеров - самобытных и очень интересных, работы которых почему-то перешли у нас в ранг просто обыденного восприятия. Но это работы уровня мастеров старой Европы.
- Кроме картин Махарбека Туганова, работы каких мастеров мы сможем посмотреть в день открытии музея?
- Картины практически всех мастеров, которые известны, которые обладают своей нишей в этой иерархии. Помимо этого есть работы художников другого стиля. Наша школа это наша школа. Мы и этим художникам в будущем будем давать возможность выставляться.
- Известно, что многие картины требуют реставрации. Какая работа идет в этом направлении?
- Мы работаем с реставрационными мастерскими. Картины, о которых идет речь, той категории, которые требуют высочайшего профессионализма. К сожалению, в нашей республике за эту работу никто не берется. Десять картин были взяты нашим земляком преподавателем Санкт-Петербургского государственного академического института живописи скульптуры и архитектуры имени Репина Вадимом Каджаевым и отреставрированы в стенах данного учебного заведения.
Он действительно большой молодец. Благодаря его авторитету, в академии отреставрировали картины совершенно бесплатно, а на это действительно нужны очень и очень большие средства. Работу по реставрации картин, мы, несомненно, продолжим.
Сейчас мы закупаем оборудование, для багетной мастерской. Все эти картины мы будем оживлять. Мы будем выходить на новый уровень, и я надеюсь на то, что наш музей станет одним из самых интересных музеев на Кавказе, если не на всем юге России. Во всяком случае, археологические материалы и фонды, которые у нас есть, позволяют это сделать.
- Какие отделы музея уже готовы, и какие готовятся к открытию?
- Готов отдел Боевой славы – его мы воссоздали из имающегося материала. Но мое видение таково, что надо обновлять саму концепцию того как выставляются эти экспонаты. Не надо просто выставлять фотокарточки героев и военное снаряжение, оружие тех лет, а представлять их в виде живых, интересно оформленных экспозиций
Создается этнографический уголок. Воссоздали осетинскую саклю, также из имеющихся у нас материалов. Но это не то, что мы хотели бы видеть. Есть эскизы, интересные задумки, которые будут воплощены в жизнь – в будущем это будет очень интересная композиция.
Также есть очень интересное решение по этнографическому уголку, где будет и бассейн, и скалы. Здесь будет представлено все богатство нашей фауны.
В день открытия мы представим для наших гостей то, что имеем, но дальше все это конечно будет улучшаться.
А для совершенствования у нас есть все условия и возможности. Со стороны руководства республики мы чувствуем поддержку. Руководство осознает, что музей это очаг культур, который может стать основой для нового восприятия всего нашего прошлого. И мы будет работать в этом направлении.