Китай как предчувствие или небольшие параллели с Поднебесной

пн, 30/11/2015 - 12:12
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Сегодня в мире эта азиатская страна является одним из важнейших геополитических факторов. И, прежде всего, благодаря своей сильной экономике и вытекающим отсюда военно-политическим устремлениям.

Было время, когда Китайская Народная Республика (КНР) уже доставляла немало беспокойства на мировой арене. Но то было из категории «много шума из ничего». В те годы китайские власти время от времени то проводили вооруженные провокации на китайско-советской границе с неизменно плачевным для себя исходом, то организовывали экспорт идей великого кормчего Мао Дзе-дуна в страны мира. В последнем случае успехов было больше, в 60-х годах в Европе и Латинской Америке появились партии маоистского толка, которые придерживались идей коммунистической идеологии китайского «розлива».

В 80-х годах Китай снова расцвел, как тысяча цветов, но уже в виде экономической державы. И сегодня КНР ведущий игрок на финансовых рынках мира. Практически нет такой страны, где бы не было китайских инвестиций. Разве что Индия, у которой с Китаем военно-экономическое соперничество за лидерство в регионе. Но на других континентах у китайских инвесторов карт-бланш. Такое ощущение, что в Пекине просто не знают, куда еще деть свои деньги. Бьются китайские волны и у берегов Южной Осетии, хотя сюда долетает пока что только их рокот. А вот с Россией у Поднебесной огромный объем торгово-экономического сотрудничества, причем не только на федеральном уровне. Не отстают и регионы. И происходит это не по указанию из Москвы, а благодаря настойчивости самих китайских бизнесменов. Велика активность представителей КНР, в частности, и на Северном Кавказе. Причем здесь китайские инвесторы делают такие предложения, от которых руководители субъектов Северо-Кавказского федерального округа не могут отказаться. Беспрецедентный для Кавказа пример – власти Ингушетии выделили китайским предпринимателям земельные участки общей площадью в 100 гектаров. И это в Республике, где острый дефицит земельных угодий.

Застолбили свой участок власти КНР и в Северной Осетии, здесь установлены связи с китайской провинцией Сычуань, ключевыми направлениями которых являются, помимо культурных контактов, экономические и производственные отношения, субъекты которых – как государственные предприятия, так и структуры частного бизнеса. С «добрыми человеками из Сычуаня» было достигнуто предварительное соглашение и о строительстве в Северной Осетии с привлечением китайских инвестиций завода по производству полированного листового стекла.
Впрочем, для Северной Осетии китайская тема не в новинку. В г.Владикавказ есть так называемая Китайская площадь, название которой было бы вернее читать как Площадь китайских добровольцев. Надо ли говорить, что пребывание китайцев в Северной Осетии имеет свою историю. Появились они здесь в начале прошлого века в качестве чернорабочих на железной дороге и на свинцово-цинковом заводе.Но вскоре, после того как произошла революция и последовавшего полного финансового краха, китайцам перестали платить жалование, и они голодные, безденежные начали стекаться в другие города, хотя часть и осела во Владикавказе.
Однако вернемся в сегодняшний день. Китайцы в настоящее время активны и на южных границах Южной Осетии. В Грузии их инвестиции достигают цифры в сотни миллионов долларов.Интерес в Тбилиси к Китаю усиливается на фоне снижения интереса общественности к западному курсу и параллельного интереса Запада к Грузии. КНР уже строит здесь электростанции, дороги, вкладывается в сельское хозяйство... Важность этих инвестиций в экономику хорошо понимают в Грузии. И потому здесь делают все, чтобы создать комфортные условия для китайских инвесторов. Помимо стандартных преференций в виде льготного налогообложения, простоты оформления документации и защиты инвестиций, здесь обращают внимание и на психологические моменты, столь важные для восточного человека. В Тбилиси учрежден Институт Конфуция, в октябре впервые прошли Дни Китая в Грузии, состоялась фотовыставка, дегустация китайских блюд и вина, прошла церемония чая и презентация китайских университетов... Таким образом, в Грузии намечается новый тренд – поворот в сторону Китая. Именно поэтому Грузия, в пылу генного неистребимого желания подмазать, в данный момент новых «денежных хозяев», ожидает прибытия 16 учителей-добровольцев, которые будут преподавать в школах… китайский язык.

Не так чужда, как может показаться на первый взгляд, китайская тема и для южных осетин. Опуская параллели аланского периода (интересующие могут посмотреть соответствующий фильм Т.Туаевой), можно вспомнить о присутствии китайцев на территории нашей Республики в начале прошлого века, в частности в 1917 году. В этот год известный общественный деятель, инженер Рутен Гаглоев побывал в Батуме, где приобрел на складах российской армии два вагона строительных материалов для строительства перевальной дороги через Кавказский хребет. Вместе со строительным материалом в Дзау прибыли не только доски, кирки, лопаты и динамит, но и несколько десятков китайских рабочих (китайцев в это время было много в любом порту мира, где они работали грузчиками). Но, как известно, дорожные работы вскоре были свернуты по причине противодействия грузинских властей, опасавшихся дать южным осетинам транспортный выход на Россию. Уехали и китайские рабочие. Но не все, несколько человек остались в Южной Осетии. Они работали в Цхинвале на разных подсобных работах и пользовались уважением за неприхотливый нрав и работоспособность. Последний представитель этого народа умер в Цхинвале в 50-х годах прошлого века... Или «стыковка» из новейшей истории. Несколько лет назад в Южной Осетии побывали китайские предприниматели, тогда разговор шел о возможности открытия на базе бездействующей тогда швейной фабрики производства канцелярских товаров. Однако что-то не сложилось. Есть еще одна небольшая параллель из современной истории. Наверное, не все знают, что большая часть рабочих на строительстве газопровода Дзуарикау-Цхинвал также была из Китая. Их пришлось спешно эвакуировать в период грузинской агрессии августа 2008 года. При этом факт присутствия китайских рабочих долгое время почему-то держался в тайне, пока во время репортажа местного телевидения о больнице в Квайса в кадр не попал больной с характерным разрезом глаз. Впрочем, для жителей Кударского ущелья участие китайцев в работах на газопроводе никогда не было секретом.

Что касается нынешнего времени, то пока явных намерений у Китая в отношении Южной Осетии нет. Но интерес, безусловно, есть. К слову, пару лет назад у бывшего посла РЮО в РФ Д. Медоева была встреча с китайскими студентами, обучающимися в России, инициированная не нашим посольством. Основной целью встречи было интервью. Китайских студентов интересовали вопросы истории, культуры и современного развития Южной Осетии, связи с другими странами, задавались вопросы и о контактах с Китайской Народной Республикой... Безусловно, тема Китая для Южной Осетии все еще экзотика. И приведенные небольшие параллели скорее стоит рассматривать как некое предчувствие. Поскольку в соседних России и Грузии китайский капитал уже присутствует в полной мере, а Китай наращивает свое присутствие везде. Понятно, что Южная Осетия еще не в тренде. Но, думается, что пока.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest