В 2014 году в праздничном календаре страны появился новый праздник – День национальной науки, который отныне будет отмечаться 1 февраля.
Организация науки в Южной Осетии связывается с именем Александра Тибилова. В 1918 году по инициативе А. Тибилова и его соратников Бидзины Кочиева, Захара (Шакро) Ванеева и других в Цхинвале была открыта первая гимназия, а позднее педагогический техникум. Мечта А.Тибилова об открытии педагогического института осуществилась 1 января 1932 года. Открытие первого юго-осетинского ВУЗа оказало большое влияние на научную и культурную жизнь Южной Осетии. Именно здесь ковались и первые кадры для многих отраслей народного хозяйства.
Но после небольшого периода свободы действия национальной науки, начинается полоса тотального контроля научных изысканий со стороны Академии наук Грузинкой ССР. Отслеживалось практически все: от наименования научных тем до содержания научных работ. Как наглядный пример, название сборника «Очерки истории Юго-Осетии». Из первоначального варианта было вычленено название «Южная Осетия», поскольку в Тбилиси категорически не были согласны с существованием этого термина и введен термин с меньшей конкретикой «Юго-Осетия».
С подобной ситуацией столкнулся и я лично. Когда в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук ГССР утверждалась тема моей диссертации по земледелию у южных осетин, то против выступила известный идеолог грузинского национализма Марика Лордкипаннидзе. Она заявила на Ученом совете в присутствии академиков и профессоров, что такой темы как «традиционное земледелие южных осетин» не может существовать по определению, так как у южных осетин не было традиций земледельческого хозяйства, а навыки обработки земли они полностью переняли у… грузин. К счастью члены Ученого совета в своем большинстве были все же ответственными учеными, а не конъюнктурщиками, и моя тема получила одобрение большинства.
Сегодня наука в Южной Осетии свободна от необходимости работать с оглядкой на реакцию извне. Но со свободой духа исследования пришла другая сопутствующая проблема нового времени – снижение финансирования отрасли и падение престижа науки. А для нашей молодой страны научная сфера очень важна.
В первые годы нашей независимости юго-осетинские ученые частью ушли в политику. В «Адамон Ныхас» интеллектуальную основу движения представляли именно преподаватели Юго-Осетинского Госпединститута и сотрудники ЮОНИИ. После, научная элита формировала властные структуры: от пресс-секретаря Президента до председателя Парламента. Да и сегодня еще в коридорах власти много научных работников, вынужденных совмещать сенекуру с перманентной научной деятельностью. С одной стороны понятно, что такое совмещение на пользу науки не идет, с другой – научный работник как нельзя удачная кандидатура для ответственной работы в государственном аппарате. Это личная ответственность и умение сосредотачиваться на конкретной теме. Поэтому государство старается сохранять этот баланс интересов, неспроста для работников научной сферы допускается исключение на совместительство.
Чтобы ученый смог работать эффективно, необходимо, чтобы от исследовательской работы его ничего не отвлекало: ни забота о куске хлеба, ни проблемы жилищные, ни проблемы бытовые. Вы никогда не удивлялись тому, почему именно в древней Греции и Риме произошел такой расцвет науки, искусства и культуры. Вся причина в рабовладельческом строе. Ученые мужи – Аристотель, Платон, Сенека, Цицерон и другие благодаря тому, что владели рабами, уже не заботились о хлебе насущном, и могли весь день посвятить своим научным изысканиям. Позже уже монастыри стали центрами развития науки и письменности, благодаря освобождению монахов от повседневного труда.
Уже в эпоху развитой цивилизации заботу о развитии науки взяло на себя государство и частные фонды. В почете была наука и в советское время. Так, зарплата научного работника со степенью в ЮОНИИ могла быть выше, чем у первого секретаря Обкома партии Южной Осетии.
Сегодня состояние научной сферы изменилось не в лучшую сторону. Наше государство не так богато, чтобы финансировать науку в прежних, советских объемах. Но наука не должна быть и не будет никогда в нашей Республике на периферии. Потому что потребность в научных изысканиях существует всегда.
Реконструкция народного хозяйства Южной Осетии, формирование в ней экономики рыночного типа в решающей степени зависят от способности хозяйственных структур осваивать достижения научно-технического прогресса, от уровня использования научного потенциала, развитие которого должно стать объектом республиканского управления. Диктуемые рыночной экономикой жесткие требования интенсификации и повышения эффективности будут предъявлять все новые требования и к ресурсам науки. При этом дальнейшее развитие ее потенциала в большинстве отраслей будет не количественным, а качественным. И, прежде всего, это касается главного ресурса – кадрового.
Управление совершенствованием кадровой составляющей научного потенциала Южной Осетии может основываться на следующих основных принципах кадровой политики: создание сбалансированной, с потребностями республики, структуры научных кадров; форсированное наращивание научно-кадрового потенциала в отраслях науки, техники и производства, имеющих приоритетное значение для национально-государственных интересов республики; усиление регулируемого воздействия на формирование квалификационных, профессиональных и демографических характеристик научно-кадрового потенциала и его размещение. При этом особое внимание следует обратить на формирование структуры и численности наиболее квалифицированных научно- педагогических кадров – докторов и кандидатов наук.
В справочнике «Ученые Южной Осетии» (2004 г) мы видим перечень из 47 фамилий. Это люди, занимающиеся наукой на регулярной основе и имеющие ученую степень. Данный список к 2015 году уменьшился на 20 фамилий, прирост же составил всего шесть человек, и то в значительной степени за счет ученых-выходцев из РЮО, приглашенных из других стран.
В настоящее время практически все ученые РЮО сосредоточены в двух заведениях – Юго-Осетинском Государственном университете им. А.Тибилова (ЮОГУ) и Юго-Осетинском Научно-исследовательском институте им. З.Ванеева (ЮОНИИ). Важную роль в развитии и ЮОНИИ, и ЮОГУ сыграло повышение их самостоятельности, придание им статуса автономных научных центров – в 2014 году оба эти центра были выведены из Министерства образования и науки и стали самостоятельными структурами под патронажем Президента РЮО.
Подобная самостоятельность пошла на пользу и ЮОГУ, и ЮОНИИ. Так, Юго-Осетинский Государственный университет в 2015 году стал действительным членом Евразийской ассоциации университетов. Это произошло во время работы XIII съезда Евразийской ассоциации университетов, куда входят национальные университеты всех стран СНГ, ведущие региональные университеты и высшие учебные заведения стран Евразийского пространства. Существенно поменялась и динамика ВУЗа: привлекаются новые научные кадры, готовится молодая преподавательская смена, расширяется тематика научных исследований и т.п.
Юго-Осетинский Научно-исследовательский институт смог поддержать подготовку кандидатских диссертаций и их защиту двумя сотрудниками научного центра. В настоящее время, в рамках договоренностей с Северо-Осетинским институтом гуманитарных исследований им.В.Абаева и Абхазским институтом гуманитарных исследований им.Д. Гулиа в аспирантуре учатся три сотрудника ЮОНИИ, один сотрудник проходит стажировку. Институт регулярно бывает представлен на научных международных форумах. В планах государственного финансирования археологические и этнографические экспедиции, ряд ученых работают над научными темами благодаря грантам. Была изыскана возможность для создания премиального фонда. Трое сотрудников ЮОНИИ стали лауреатами премии им. К.Хетагурова.
Большие надежды на развитие науки в стране связываются и с вступлением в силу Договора о союзничестве и интеграции между РЮО и РФ, где отдельно прописаны мероприятия по содействию РЮО в развитии образования и науки, и подготовке специалистов в данных областях.
1 февраля 2016 года в ЮОНИИ в связи с Днем национальной науки запланирована научная сессия, в которой свои научные изыскания представят, в том числе, и молодые ученые Республики.